Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно

Технологии комплаенс как инструмент противодействия коррупции в госзакупках

В России создана, продолжает развиваться и совершенствоваться комплексная система противодействия коррупции в госзакупках. Антикоррупционные нормы обозначены не только Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273‑ФЗ «О противодействии коррупции», но и включены в большое количество иных действующих нормативных актов, включая и Федеральный закон № 44‑ФЗ. Сложившаяся система несовершенна, тем не менее она уже дает ощутимые результаты.

Андрей Александрович ХРАМКИН,
директор Института госзакупок, кандидат экономических наук

Наглядной иллюстрацией того, что созданная в России комплексная система противодействия коррупции в госзакупках имеет эффективность, являются данные ежегодного исследования консалтинговой компании EY Global Fraud Survey за 2016 год[1], на которые ссылается журнал «Форбс» в статье "Коррупция в бизнесе в России снизилась до уровня США«[2]. Утверждается, что российские компании при ведении бизнеса стали гораздо реже сталкиваться со взятками и откатами и в целом корпоративная коррупция в России снизилась до уровня США. В статье отмечено, что за 2016 год количество респондентов, назвавших взятки распространенным явлением в российском бизнесе, снизилось почти на треть: с 48% в 2015 году до 34% — в 2016-м. Этот показатель на пять процентных пунктов ниже общемирового показателя и находится на одном уровне с показателем США. Кроме того, всего около 8% представителей российских компаний признали, что в их отрасли используются взятки для получения контрактов. Показатель этот в три раза ниже российских данных прошлогоднего исследования (24%) и ниже общемирового показателя (11%). При этом не менее 52% российских респондентов продолжают считать борьбу с коррупцией в России недостаточно эффективной.

Нормы закона

Необходимость реализации антикоррупционных подходов обусловила включение в законодательство о контрактной системе принципа открытости и прозрачности, нормирования потребностей, определения конкретных лиц, отвечающих за каждую конкретную закупку, возможности централизации закупок, привлечения экспертов и экспертных организаций, обязательное общественное обсуждение и банковское сопровождение крупных контрактов.

Основные, «прямые», механизмы борьбы с коррупцией в госзакупках в России уже применяются, и первоочередной задачей является их дальнейшее развитие и совершенствование. Вместе с тем можно подумать о внедрении иных, не используемых нами ранее, но не менее действенных подходов, применяемых в большинстве развитых стран. К таким подходам, в частности, можно отнести выстраивание системы мер по снижению коррупционного давления на систему госзакупок со стороны рынка, то есть поставщиков. Базируясь на огромном числе исследований, проведенных по всему миру, экономическая теория утверждает, что в большинстве случаев инициатором взятки является не чиновник-заказчик, а поставщик. Поэтому такие меры могут оказать значительное влияние на ситуацию с коррупцией.

Целью любых манипуляций, направленных на уменьшение «коррупционного влияния коммерсантов» на госзакупки, является

Доступ ограничен

Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»

Подписаться Авторизоваться      Получить БЕСПЛАТНЫЙ демодоступ

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено