Особенности аудита в строительной сфере
При оценке правомерности и эффективности расходования бюджетных средств на капитальное строительство необходим анализ не только полноты освоения доведенных бюджетных ассигнований с учетом принятых расходных обязательств, но и состояния строительной готовности объекта, качества выполненных строительно-монтажных работ и их соответствия утвержденной проектной документации.
Александр Викторович ПАРАМОНОВ,
начальник инспекции Контрольно-счетной палаты Москвы, кандидат экономических наук
Строительство является отраслью материального производства, в результате которого создаются основные фонды для всех прочих отраслей народного хозяйства. Во-первых, это первая и ключевая особенность строительной отрасли, то есть как результат процесса строительства мы имеем физический объект со строго определенными параметрами — технико-экономическими показателями.
Во-вторых, сам процесс строительства достаточно полно регламентирован и документирован. В соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы осуществляется архитектурно-строительное проектирование, оформление необходимой градостроительной и разрешительной документации, государственная экспертиза проекта, определение стоимости проектирования и строительства, выполнение строительно-монтажных работ, приемка и оплата выполненных работ, ввод объекта в эксплуатацию и передача его на баланс эксплуатирующей организации.
Знание соответствующих требований, в том числе технического характера, является необходимым при осуществлении государственного финансового контроля (аудита) в отношении объектов капитального строительства. На практике, в том числе если судить по опыту Контрольно-счетной палаты Москвы, это нашло отражение при определении квалификационных требований к инспекторскому составу. При осуществлении внешнего финансового контроля (аудита) помимо финансистов востребованы также специалисты, имеющие строительное образование или опыт работы в строительных организациях.
Важно
Следует отметить, что знание технических регламентов, строительных норм и правил, вопросов ценообразования в строительстве важно не только при аудите расходов на реализацию адресной инвестиционной программы города Москвы. В составе расходов большинства главных распорядителей бюджетных средств предусмотрены затраты на проведение ремонтных работ, принципы аудита которых во многом идентичны аудиту капитальных расходов.
Выездные мероприятия
Определение в проектной документации технико-экономических показателей объекта строительства, с одной стороны, упрощает проверку исполнения государственных контрактов на выполнение генподрядных работ — контракт можно считать исполненным, если здание, сооружение построено и введено в эксплуатацию. С другой стороны, для подтверждения факта соответствия построенного объекта утвержденной проектной и исполнительной документации, оценки качества выполненных строительно-монтажных работ помимо традиционной камеральной проверки документов возникает необходимость осуществлять выездные контрольные мероприятия непосредственно на объекте строительства. В Контрольно-счетной палате Москвы эта работа регламентирована
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»