ВФК и внутренний контроль фактов хозяйственной жизни: сходство и различия
Главные администраторы и администраторы бюджетных средств одновременно являются и экономическими субъектами. В силу бюджетного законодательства и в силу законодательства о бухгалтерском учете они должны осуществлять два вида внутреннего контроля — внутренний финансовый контроль и внутренний контроль фактов хозяйственной жизни. Насколько эти два вида (две разновидности) внутреннего контроля пересекаются между собой? И пересекаются ли вообще? Давайте разберемся.
Владимир Васильевич МИХЕЕВ,
руководитель проекта Центра исследования бюджетных отношений
Дарья Сергеевна КАРАГОДИНА,
заместитель финансового директора Центра исследования бюджетных отношений
Предмет и полномочия
Полномочиями по осуществлению внутреннего финансового контроля наделены отдельные участники бюджетного процесса, а именно: главные распорядители и распорядители бюджетных средств, главные администраторы и администраторы доходов бюджета, главные администраторы и администраторы источников финансирования дефицита бюджета. Иными словами, это государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления и отдельные учреждения.
Внутренний контроль фактов хозяйственной жизни (далее — ВКФХЖ) обязаны осуществлять экономические субъекты, к которым относятся в том числе все те же государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления и отдельные учреждения (в качестве некоммерческих организаций). Совпадение полное.
Нормы
законаСогласно Закону № 402‑ФЗ факт хозяйственной жизни — это «сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств».
Предметом ВКФХЖ являются факты хозяйственной жизни, определение которых дано в Федеральном законе № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете».
Предметом ВФК является деятельность главных администраторов и администраторов бюджетных средств в рамках их бюджетных полномочий по составлению и исполнению бюджета, составлению бюджетной отчетности и ведению бюджетного учета.
Можно ли приравнять деятельность в рамках исполнения бюджетных полномочий к совершению фактов хозяйственной жизни? По мнению авторов, это возможно, но с очень большой натяжкой и только тогда, когда речь идет о получателях бюджетных средств. Все дело в том, что:
а) финансово-хозяйственные операции проводятся только получателями бюджетных средств. Главные распорядители или распорядители бюджетных средств являются экономическими субъектами в силу Закона № 402‑ФЗ, однако в силу бюджетного законодательства сами не осуществляют операций по расходованию средств бюджета, по использованию государственного и муниципального имущества и т. д. Но они одновременно являются получателями бюджетных средств и уже в качестве участников бюджетного процесса ведут финансово-хозяйственную деятельность;
б) в состав бюджетных полномочий главных распорядителей и главных администраторов входят такие полномочия, реализация которых никоим образом не подпадает под определение фактов хозяйственной жизни. Это полномочия по ведению различных реестров, обеспечению выполнения некоторых условий, формированию перечней и т. д. Сюда же можно отнести ведение бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности. Да и само полномочие по осуществлению ВФК и ВФА, в конце концов.
Можно ли приравнять совершение фактов хозяйственной жизни к выполнению бюджетных полномочий? Тут можно смело отвечать
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»