Не злоупотребить правом
Практика проведения закупок в России указывает на то, что заказчики, работающие в рамках Федерального закона № 223‑ФЗ, злоупотребляют правом осуществлять закупки у единственного поставщика. Так, по данным единой информационной системы, около половины заказов осуществляются у единственного источника1, что в свою очередь вызывает необходимость законодательного ограничения перечня закупок, совершаемых на неконкурентной основе.
Алексей Викторович ХАРИТОНОВ,
заместитель начальника ГУП «Московский метрополитен», начальник контрактной службы
Постановлением Правительства Москвы от 5 июля 2013 года №
Так, Положение о закупках ГУП «Московский метрополитен» (утвержденное приказом от 23 августа 2013 года № 1588 с учетом внесенных изменений) предусматривало 39 таких случаев. После издания приказа Департамента городского имущества города Москвы, Главного контрольного управления города Москвы и Тендерного комитета города Москвы от 14 апреля 2015 года № 72/38/70-01-43/15 «Об утверждении Типового положения о закупках» Положение о закупках в действующей редакции предусматривает 29 случаев закупок у единственного источника.
Нормы закона
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона № 223‑ФЗ в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами. Одним из таких способов является закупка у единственного поставщика.
Частью 1 статьи 3 Закона № 223‑ФЗ предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационной открытостью закупки; равноправием, справедливостью, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевым и экономически эффективным расходованием денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализацией мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствием ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
например
В рамках деятельности по распространению проездных билетов Московский метрополитен, размещая публичную оферту на официальном сайте, выражает свою готовность закупать агентские услуги по распространению и записи билетов у любого лица (кредитной организации), согласного на условия оферты. При этом перечень таких агентов ничем не ограничен и сам метрополитен заинтересован в его расширении. Однако агентские услуги также подпадают под понятие закупочной деятельности. Но в этом случае конкурентная среда отсутствует, поскольку условия неизменны для всех участников рынка и договоры одновременно могут быть заключены с любым количеством желающих. Проведение в данном случае конкурентной процедуры бессмысленно.
Нецелесообразность торгов
Руководствуясь вышеизложенными принципами, необходимо сделать вывод о том, что закупки у единственного источника должны быть обусловлены
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»