Особенности осуществления предварительного и последующего контроля в Москве

Умайсат Мурадалиевна БЕДЕЛОВА, начальник Контрольно-ревизионного отдела в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и судебной системы Управления Федерального казначейства по городу Москве

В настоящее время Федеральное казначейство осуществляет полный цикл бюджетного контроля: от предварительного, проводимого в момент планирования закупок и санкционирования операций, до последующего, осуществляемого по результатам исполнения контрактов.

Предпроверочный анализ

Федеральное казначейство обладает огромной базой данных, позволяющей проводить серьезный предпроверочный анализ и производить планирование контрольных мероприятий с учетом риск-ориентированного подхода. Так, например, органы ФК располагают:

информацией о поступлении и распределении средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов;

информацией о доведенных лимитах, осуществленных кассовых расходах и остатках бюджетных средств, в том числе о «закрытом» финансировании;

информацией о суммах администрируемых доходов в бюджет;

копиями первичных документов, на основании которых осуществляется санкционирование оплаты (касаемо получателей бюджетных средств — это государственные контракты, акты, счета, платежные поручения и др.);

сведениями о принятых бюджетных обязательствах, включая случаи превышения принятых бюджетных обязательств над доведенными лимитами и случаи нарушения сроков направления сведений о принятых бюджетных обязательствах.

Учет указанной информации осуществляется посредством внесения в электронную базу данных в прикладном программном обеспечении «Автоматизированная система Федерального казначейства» (АСФК).

С учетом проведенного предпроверочного анализа управление определяет состав проверочной группы, сроки проведения проверки, необходимость осуществления операций по фактическому изучению действий объекта контроля (контрольные обмеры, осмотры, инвентаризация), необходимость проведения встречных проверок, перечень вопросов проведения проверки. Кроме того, анализируя информацию, содержащуюся в АСФК, ревизоры определяют основные направления работы, выявляют признаки нарушений и административных правонарушений, что, несомненно, повышает эффективность проведения контрольных мероприятий и снижает вероятность проведения безрезультативных проверок.

100

самостоятельных контрольных мероприятий провело Управление Федерального казначейства по городу Москве с февраля прошлого года. Из них 71 мероприятие — плановое, 44 — неплановых. Кроме того, сотрудники управления приняли участие в 22 контрольных мероприятиях ФК
и правоохранительных
органов

Казначейское сопровождение

Необходимо выделить относительно новую форму осуществления предварительного контроля Федеральным казначейством — казначейское сопровождение. Указанный механизм был предусмотрен Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2016 год», а впоследствии, показав свою эффективность, и Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Казначейское сопровождение представляет собой механизм казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации, предоставление которых юридическим лицам должно осуществляться с последующим подтверждением их использования в соответствии с условиями и целями предоставления указанных средств. Казначейское сопровождение осуществляется в отношении целевых средств, предоставляемых на основании:

государственных контрактов и договоров, заключаемых на сумму более 100 миллионов рублей;

договоров (соглашений) о предоставлении субсидий и бюджетных инвестиций, взносов в уставный капитал, о предоставлении вкладов в имущество и договоров, заключенных в рамках исполнения государственных контрактов.

При казначейском сопровождении целевых средств территориальные органы ФК проводят:

проверку соответствия содержащейся в документах информации о сроках и количестве поставленных товаров (работ, услуг) условиям государственного контракта;

проверку фактов поставки товара, выполнения работ, оказания услуг с использованием фото- и видеотехники;

проверку соответствия цены товара (работы, услуги), указанной в государственном контракте (контракте, договоре), структуре себестоимости по элементам затрат;

проверку непревышения размера прибыли (доходности) над величиной предельной прибыли (доходности), установленной условиями государственного контракта (контракта, договора).

Управление Федерального казначейства по городу Москве имеет положительный опыт осуществления казначейского сопровождения. В частности, в рамках казначейского сопровождения сотрудники управления осуществили выезды с целью проверки фактически поставленных товаров, их соответствия требованиям технического задания, монтаж и функционирование.

2 млрд руб.

сумма нарушений, выявленных Управлением Федерального казначейства в период с февраля 2016 года по текущий момент. Объем проверенных средств составил 250 миллиардов рублей

Виды выявляемых нарушений

Практика выездных контрольных мероприятий показывает, что основными выявляемыми нарушениями являются нарушения в сфере строительства, ремонта и реконструкции, а также нарушения при использовании федерального имущества.

К первой группе нарушений относятся:

случаи предъявления к оплате фактически нереальных к выполнению работ по реконструкции (например, в срок от двух до пяти дней на суммы свыше 600 миллионов рублей);

изменения заказчиком существенных условий государственных контрактов (например, был установлен случай продления первоначальных сроков выполнения строительно-монтажных работ на 3 года и 295 дней);

заключение государственных контрактов на реконструкцию объектов культурного наследия при отсутствии у исполнителя соответствующей лицензии, отсутствии разрешения на строительство, осуществление СМР;

изменение условий авансирования государственных контрактов (увеличение суммы аванса, изменение порядка погашения аванса), что приводит к образованию излишней дебиторской задолженности. Впоследствии устанавливаются случаи неисполнения подрядной организацией обязательств по контракту или случаи несостоятельности (банкротства) исполнителя, что приводит к невозможности взыскания суммы непогашенного аванса;

необоснованное включение в акты приемки выполненных работ расходов, не предусмотренных сметной документацией, и затрат, не подтвержденных оправдательными первичными документами;

отклонение произведенных работ от утвержденной проектно-сметной документации, что приводит к излишнему расходованию средств федерального бюджета;

завышение объемов работ, включенных в акты приемки выполненных работ, при их фактическом отсутствии (например, по результатам инженерно-геологических изысканий предъявленные подрядной организацией работы по бурению скважин и цементации карстов цементными растворами подтверждены не были, то есть в составе почвы не было обнаружено цементных растворов).

например

Среди наиболее ярких практик осуществления контрольных мероприятий можно выделить проверку в федеральном государственном унитарном предприятии, одним из основных видов деятельности которого является реконструкция и строительство объектов капитального строительства. Было установлено, что в акты приемки выполненных работ (КС-2) в рамках государственного контракта подрядная организация включала компенсацию стоимости материалов по цене поставщика сверх стоимости материалов, включенных по единичным расценкам. Такая компенсация составила примерно 40% от общей стоимости контракта. Во всех представленных генеральным подрядчиком счетах-фактурах на материалы и оборудование поставщиком значилось одно юридическое лицо. При этом в сети интернет официальные сайты, реклама, рекомендации организации грузоотправителя (поставщика) отсутствовали, в то время как объем строительства составлял порядка миллиарда рублей.

Согласно данным, полученным от ФНС России, грузоотправитель (поставщик материалов) был создан спустя пять месяцев после заключения государственного контракта между ГУПом и генеральным подрядчиком. Юридические лица — грузоотправитель (поставщик) и грузополучатель (субподрядчик) — находились в собственности иностранных граждан. В ходе встречных проверок было установлено, что фактически указанные организации по месту юридического адреса отсутствовали. Расчетные счета генерального подрядчика, организаций грузоотправителя (поставщика) и грузополучателя (субподрядчика) были открыты в одном кредитном учреждении. Мониторинг рыночных цен на отдельные материалы, включенные подрядной организацией в акты приемки выполненных работ, выявил существенные отклонения в стоимости материалов, приобретенных согласно представленным счетам-фактурам, от среднерыночной стоимости идентичных (однородных) товаров — на суммы от 36 до 735%.

Вторая группа нарушений включает:

невыполнение условий договора аренды недвижимого имущества, заключенного на основании аукциона (например, арендатором не произведен капитальный ремонт зданий, полученных в аренду);

использование помещений не по целевому назначению (например, для организации пунктов общественного питания, в то время как договором аренды предусмотрено предоставление помещений под административно-офисные функции);

передача помещений в пользование сторонним организациям (без согласия собственника имущества и при отсутствии договорных отношений), невзимание платы за пользование федеральным имуществом, коммунальные услуги и содержание имущества (например, при проверке учебных заведений зачастую выявляются случаи проживания в общежитиях посторонних физических лиц без оформления договорных отношений);

осуществление неуставной приносящей доход и предпринимательской деятельности с использованием федерального имущества (например, на одном из объектов контроля было установлено, что на земельном участке с использованием федерального имущества был организован автосервис, шиномонтаж и автостоянка);

иные нарушения, связанные с использованием федерального недвижимого имущества (например, при проведении контрольного мероприятия было установлено, что более 70 сторонних юридических лиц неправомерно зарегистрированы по адресам в зданиях, находящихся в федеральной собственности и оперативном управлении объекта контроля).

Важно

Комплексные контрольные мероприятия, в которых задействовано несколько территориальных органов, а также мероприятия по фактическому изучению деятельности объекта контроля (контрольные обмеры, осмотры, инвентаризация), являются самыми эффективными. А факты, изложенные в актах по результатам таких контрольных мероприятий, — наиболее объективны и имеют лучшую доказательную базу.

Самые действенные методы контроля

Документальное изучение деятельности объекта контроля не всегда дает достоверную картину. Поэтому наиболее эффективными контрольными мероприятиями являются такие, в рамках которых проводятся действия по фактическому изучению деятельности объекта контроля: контрольные обмеры и экспертизы фактически выполненных объемов работ, инвентаризация, осмотр и обследование.

Бюджетом предусматриваются значительные суммы средств на выполнение строительно-монтажных, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ, а также информационно-техническое обеспечение, поэтому предприятия, заключающие такие контракты, становятся объектами контроля УФК. При этом для проведения проверок в отношении них при необходимости привлекаются сторонние эксперты в указанной сфере деятельности.

Для получения полной и достоверной информации о деятельности объекта контроля управление проводит также встречные проверки в подрядных и субподрядных организациях, поставщиках материальных ценностей и иных организациях, принимавших участие в исполнении государственных контрактов. Проведение встречных проверок может осложняться, например, тем, что юридическим адресом контрагента является не Москва, а какой-то другой субъект Федерации, организация отсутствует по юридическому адресу либо не предоставляет запрашиваемые документы. В таких случаях применяется практика тесного взаимодействия с территориальными органами Федерального казначейства, расположенными в других субъектах, а также с правоохранительными органами.

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено