Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно

Минимум затрат —  максимум эффективности

В настоящей статье мы хотели бы поделиться с коллегами из других регионов опытом организации внутреннего контроля (далее — ВК) на примере конкретного учреждения здравоохранения. Основная сложность внедрения ВК в нашей организации состояла в недостаточности финансовых ресурсов на создание полноценной службы контроля.

Дмитрий Юрьевич ЗИНОВЬЕВ, главный врач ГБУЗ «Клиническая больница № 6 им. Г. А. Захарьина», кандидат медицинских наук

Алексей Владимирович ПИЧУШКИН, начальник управления — главный бухгалтер централизованной бухгалтерии ГБУЗ «Пензенский областной медицинский информационно-аналитический центр»

Создание службы контроля из имеющихся сотрудников учреждения, по нашему мнению, не всегда целесообразно. Во-первых, по причине загруженности специалистов, во-вторых, это создает определенные предпосылки необъективного подхода к организации контрольной деятельности.

Проанализировав возможные варианты создания ВК, мы пришли к выводу, что при дефиците свободных финансовых ресурсов на первом этапе его внедрения необходим квалифицированный специалист, не задействованный в выполнении внутренних процедур. В штатное расписание учреждения была включена должность бухгалтера-ревизора, находящегося в непосредственном подчинении у руководителя.

Нормы закона

Необходимость организации внутреннего контроля в учреждении обусловлена требованиями статьи 19 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которой каждый экономический субъект должен осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

Положение о внутреннем контроле

Приказом руководителя учреждения от 21 марта 2017 года № 37-1 было утверждено Положение о внутреннем финансовом контроле в ГБУЗ «Клиническая больница № 6 им. Г. А. Захарьина». Согласно документу контроль в учреждении направлен на обеспечение соблюдения законодательства РФ при реализации внутренних процедур составления и исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности, а также на повышение качества составления и достоверности бухгалтерской, налоговой и иной финансовой отчетности и ведения бухгалтерского учета, в конечном итоге — на увеличение результативности использования денежных и материальных ценностей.

Система контроля состояния бухгалтерского и налогового учета согласно положению включает в себя выборочную проверку соблюдения требований законодательства РФ и Пензенской области, регулирующих порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности, точности и полноты составления первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, исполнения приказов и распоряжений руководства, а также предотвращение возможных ошибок и искажений в учете и отчетности и контроль за сохранностью финансовых и нефинансовых активов учреждения.

Положением предусмотрены стандартные виды контроля: предварительный, текущий и последующий. Контрольные мероприятия могут быть плановыми и внеплановыми. Внеплановая проверка назначается как руководителем учреждения, так и бухгалтером-ревизором по согласованию с руководителем учреждения. Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде служебных записок на имя руководителя учреждения, к которым могут прилагаться перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде отчета о проведенной проверке с сопроводительной служебной запиской руководителю учреждения. Причем отчет о проверке в числе прочего должен включать в себя следующие сведения:

наименование мероприятий и объектов проверки;

выводы о результатах проведения проверки;

описание недочетов и нарушений, выявленных в ходе проверки, рекомендации по недопущению выявленных недочетов и нарушений в дальнейшем, предлагаемые дисциплинарные меры.

Работники учреждения, получившие замечания, допустившие недочеты и нарушения, в письменной форме представляют объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения проверки (при необходимости).

Задачи ВК

К основным задачам ВК относятся:

  • установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бухгалтерском и налоговом учете и всех видов отчетности требованиям нормативных правовых актов;
  • установление соответствия осуществляемых операций регламентам, должностным инструкциям сотрудников;
  • соблюдение установленных технологических процессов и операций при осуществлении функциональной деятельности.

План работы

Трудовой договор на 0,5 ставки с бухгалтером-ревизором заключен 27 марта 2017 года (в столь сжатые сроки найти высококвалифицированного специалиста на полную занятость не удалось). Была разработана должностная инструкция бухгалтера-ревизора, исполняющий его обязанности специалист подготовил план работы на первый месяц работы (таблица).

Работа начата с анализа документов бухгалтерской службы именно из-за того, что новый сотрудник еще не знал всю специфику работы учреждения, но планы на последующие периоды включали в себя анализ всей финансово-хозяйственной деятельности учреждения. А именно:

  • организационных приказов;
  • договоров о материальной ответственности;
  • складского учета;
  • сведений о заключении — исполнении контрактов;
  • должностных инструкций и трудовых договоров;
  • корректности отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу;
  • сведений об организации на ООС bus.gov.ru, ЕИС в сфере закупок, информации на сайте больницы;
  • положений о структурных подразделениях;
  • договоров/контрактов;
  • остатков материальных запасов на счетах учреждения;
  • наличия документов, подтверждающих государственную регистрацию и право пользования недвижимым имуществом;
  • правильности заполнения отчетов в ФНС РФ;
  • наличия и актуальности приказов по личному составу;
  • плана закупок учреждения на 2018 год и так далее.

Вывод

Опыт внедрения системы внутреннего контроля в учреждении считаем положительным.

Для организации внутреннего контроля такого рода не требуется дополнительных финансовых вложений.

При наличии квалифицированных специалистов и правильной организации системы внутреннего контроля учреждение повышает эффективность работы и более рационально использует свои финансовые и трудовые ресурсы.

Таблица. Форма плана работы

«Утверждаю»

Главный врач

ГБУЗ «Клиническая больница № 6 им. Г. А. Захарьина»

______________________Д. Ю. Зиновьев

«_____» __________________2017 г.

План работы бухгалтера-ревизора ГБУЗ «Клиническая больница № 6 им. Г. А. Захарьина» в рамках внутреннего контроля на март — апрель 2017 года

N п/п

Наименование контрольно-аналитического мероприятия

(проверки могут быть как сплошные, так и выборочные, а также включать сверку остатков на складах)

Срок проведения

Ф.И.О. ответственного лица

1

Анализ заключенных на 2017 год в декабре 2016 — феврале 2017 года договоров/контрактов на предмет соответствия бюджетной классификации РФ, отдельным позициям ГК РФ, федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. Анализ корректности отраженных в договорах/контрактах позиций и условий

27.03.2017–01.04.2017

2

Анализ проекта коллективного договора организации на 2017–2019 годы

27.03.2017–31.03.2017

3

Проверка кассовых документов за март 2017 года

03.04.2017–04.04.2017

4

Проверка банковских документов за март 2017 года

05.04.2017–08.04.2017

5

Проверка документов по операциям с подотчетными лицами за март 2017 года

10.04.2017–11.04.2017

6

Проверка документов по расчетам с поставщиками и подрядчиками за март 2017 года

12.04.2017–15.04.2017

7

Проверка документов по учету доходов за март 2017 года

17.04.2017–18.04.2017

8

Проверка документов по учету продуктов питания за март 2017 года

19.04.2017–20.04.2017

9

Проверка документов по учету медикаментов за март 2017 года

21.04.2017–24.04.2017

10

Проверка документов по учету прочих материальных ценностей, кроме медикаментов и продуктов питания

25.04.2017–26.04.2017

11

Проверка документов по прочим операциям и санкционированию, плана ФХД с обоснованиями и расчетами на 2017 год

27.04.2017

12

Проверка кадровых документов-обоснований для начисления заработной платы за март 2017 года, сверка наименований должностей в приказах со штатным расписанием организации

28.04.2017–29.04.2017

Бухгалтер-ревизор

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено