Минимум затрат — максимум эффективности
В настоящей статье мы хотели бы поделиться с коллегами из других регионов опытом организации внутреннего контроля (далее — ВК) на примере конкретного учреждения здравоохранения. Основная сложность внедрения ВК в нашей организации состояла в недостаточности финансовых ресурсов на создание полноценной службы контроля.
Дмитрий Юрьевич ЗИНОВЬЕВ, главный врач ГБУЗ «Клиническая больница № 6 им. Г. А. Захарьина», кандидат медицинских наук
Алексей Владимирович ПИЧУШКИН, начальник управления — главный бухгалтер централизованной бухгалтерии ГБУЗ «Пензенский областной медицинский информационно-аналитический центр»
Создание службы контроля из имеющихся сотрудников учреждения, по нашему мнению, не всегда целесообразно. Во-первых, по причине загруженности специалистов, во-вторых, это создает определенные предпосылки необъективного подхода к организации контрольной деятельности.
Проанализировав возможные варианты создания ВК, мы пришли к выводу, что при дефиците свободных финансовых ресурсов на первом этапе его внедрения необходим квалифицированный специалист, не задействованный в выполнении внутренних процедур. В штатное расписание учреждения была включена должность бухгалтера-ревизора, находящегося в непосредственном подчинении у руководителя.
Нормы закона
Необходимость организации внутреннего контроля в учреждении обусловлена требованиями статьи 19 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №
Положение о внутреннем контроле
Приказом руководителя учреждения от 21 марта 2017 года №
Система контроля состояния бухгалтерского и налогового учета согласно положению включает в себя выборочную проверку соблюдения требований законодательства РФ и Пензенской области, регулирующих порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности, точности и полноты составления первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, исполнения приказов и распоряжений руководства, а также предотвращение возможных ошибок и искажений в учете и отчетности и контроль за сохранностью финансовых и нефинансовых активов учреждения.
Положением предусмотрены стандартные виды контроля: предварительный, текущий и последующий. Контрольные мероприятия могут быть плановыми и внеплановыми. Внеплановая проверка назначается как руководителем учреждения, так и бухгалтером-ревизором по согласованию с руководителем учреждения. Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде служебных записок на имя руководителя учреждения, к которым могут прилагаться перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде отчета о проведенной проверке с сопроводительной служебной запиской руководителю учреждения. Причем отчет о проверке в числе прочего должен включать в себя следующие сведения:
наименование мероприятий и объектов проверки;
выводы о результатах проведения проверки;
описание недочетов и нарушений, выявленных в ходе проверки, рекомендации по недопущению выявленных недочетов и нарушений в дальнейшем, предлагаемые дисциплинарные меры.
Работники учреждения, получившие замечания, допустившие недочеты и нарушения, в письменной форме представляют объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения проверки (при необходимости).
Задачи ВК
К основным задачам ВК относятся:
- установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бухгалтерском и налоговом учете и всех видов отчетности требованиям нормативных правовых актов;
- установление соответствия осуществляемых операций регламентам, должностным инструкциям сотрудников;
- соблюдение установленных технологических процессов и операций при осуществлении функциональной деятельности.
План работы
Трудовой договор на 0,5 ставки с бухгалтером-ревизором заключен 27 марта 2017 года (в столь сжатые сроки найти высококвалифицированного специалиста на полную занятость не удалось). Была разработана должностная инструкция бухгалтера-ревизора, исполняющий его обязанности специалист подготовил план работы на первый месяц работы (таблица).
Работа начата с анализа документов бухгалтерской службы именно из-за того, что новый сотрудник еще не знал всю специфику работы учреждения, но планы на последующие периоды включали в себя анализ всей финансово-хозяйственной деятельности учреждения. А именно:
- организационных приказов;
- договоров о материальной ответственности;
- складского учета;
- сведений о заключении — исполнении контрактов;
- должностных инструкций и трудовых договоров;
- корректности отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу;
- сведений об организации на ООС bus.gov.ru, ЕИС в сфере закупок, информации на сайте больницы;
- положений о структурных подразделениях;
- договоров/контрактов;
- остатков материальных запасов на счетах учреждения;
- наличия документов, подтверждающих государственную регистрацию и право пользования недвижимым имуществом;
- правильности заполнения отчетов в ФНС РФ;
- наличия и актуальности приказов по личному составу;
- плана закупок учреждения на 2018 год и так далее.
Вывод
Опыт внедрения системы внутреннего контроля в учреждении считаем положительным.
Для организации внутреннего контроля такого рода не требуется дополнительных финансовых вложений.
При наличии квалифицированных специалистов и правильной организации системы внутреннего контроля учреждение повышает эффективность работы и более рационально использует свои финансовые и трудовые ресурсы.
Таблица. Форма плана работы
«Утверждаю» |
Главный врач ГБУЗ «Клиническая больница № 6 им. Г. А. Захарьина» |
______________________Д. Ю. Зиновьев |
«_____» __________________2017 г. |
План работы бухгалтера-ревизора ГБУЗ «Клиническая больница № 6 им. Г. А. Захарьина» в рамках внутреннего контроля на март — апрель 2017 года
N п/п |
Наименование контрольно-аналитического мероприятия (проверки могут быть как сплошные, так и выборочные, а также включать сверку остатков на складах) |
Срок проведения |
Ф.И.О. ответственного лица |
1 |
Анализ заключенных на 2017 год в декабре 2016 — феврале 2017 года договоров/контрактов на предмет соответствия бюджетной классификации РФ, отдельным позициям ГК РФ, федеральных законов № |
|
|
2 |
Анализ проекта коллективного договора организации на |
|
|
3 |
Проверка кассовых документов за март 2017 года |
|
|
4 |
Проверка банковских документов за март 2017 года |
|
|
5 |
Проверка документов по операциям с подотчетными лицами за март 2017 года |
|
|
6 |
Проверка документов по расчетам с поставщиками и подрядчиками за март 2017 года |
|
|
7 |
Проверка документов по учету доходов за март 2017 года |
|
|
8 |
Проверка документов по учету продуктов питания за март 2017 года |
|
|
9 |
Проверка документов по учету медикаментов за март 2017 года |
|
|
10 |
Проверка документов по учету прочих материальных ценностей, кроме медикаментов и продуктов питания |
|
|
11 |
Проверка документов по прочим операциям и санкционированию, плана ФХД с обоснованиями и расчетами на 2017 год |
27.04.2017 |
|
12 |
Проверка кадровых документов-обоснований для начисления заработной платы за март 2017 года, сверка наименований должностей в приказах со штатным расписанием организации |
|
Бухгалтер-ревизор