Совершенствовать нужно и можно
Андрей Владимирович ТЮНИК, заместитель генерального директора Федерального государственного казенного учреждения «Центрреставрация», кандидат экономических наук
Время действия Федерального закона №
Напомним, что с февраля 2016 года количество контролеров за соблюдением требований Закона №
О консолидации контрольных функций
Все контрольные функции, предусмотренные статьей 99 Закона №
1. Предварительный контроль.
2. Текущий контроль.
3. Последующий контроль.
Контрольные функции первого и третьего этапов закреплены за Федеральным казначейством, а второго — за ФАС России. Также следует отметить, что все вышеуказанные этапы соответствуют основным ступеням работы государственных (муниципальных) заказчиков по подготовке, проведению закупочных процедур и фактическому исполнению заключенных государственных контрактов. Таким образом, на наш взгляд, целесообразно все этапы контроля закрепить за одним федеральным органом исполнительной власти, организовав так называемый непрерывный контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе.
Важно
В апреле текущего года Минфину России переданы полномочия по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд1. Это позволяет надеяться, что в ближайшее время появятся законодательные инициативы, направленные на усовершенствование контроля за соблюдением требований законодательства о контрактной системе. В результате механизм предварительного и текущего контроля станет более эффективным.
Создание модели непрерывного контроля на сегодняшний день обусловлено и технической возможностью Казначейства России: дистанционно (камерально) в рамках мониторинга и анализа информации, размещаемой заказчиками в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе на ЕИС, выявлять нарушения. К тому же сегодня именно Федеральное казначейство уполномочено на развитие, модернизацию и доработку программного функционала ЕИС. Имея в своем распоряжении неограниченный доступ к ЕИС, данное ведомство располагает возможностью охватить контролем все закупки, осуществляемые в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе. Вместе с тем на сегодняшний день ФАС России совместно с Федеральным казначейством в рамках исполнения функций по предварительному и текущему контролю проводят крайне малое число проверок по планируемым и осуществляемым закупочным процедурам.
Для создания полноценного непрерывного механизма контроля за соблюдением требований законодательства о контрактной системе, на наш взгляд, стоит подумать о передаче всех стадий контрольных функций службам, находящимся в ведении одного министерства (Минфина России). Подобная консолидация контролеров будет способствовать исключению дублирующих контрольных функций, уменьшению нагрузки на заказчиков, созданию эффективного межведомственного взаимодействия, контролируемого Минфином России.
О пробелах законодательства
Однако не все проблемы реализации закона о контрактной системе сводятся к малоэффективному в настоящее время механизму контроля. До сих пор имеются и так называемые пробелы законодательства о контрактной системе.
Некоторые заказчики, заключившие государственные контракты, впоследствии передают свои права и полномочия по исполняемым контрактам иным заказчикам. Такая ситуация возможна в соответствии с решениями ГРБС в отношении своих подведомственных учреждений на основании соответствующих распорядительных документов о передаче функций государственных заказчиков в той или иной сфере деятельности. Указанная смена заказчика не противоречит законодательству РФ, но порождает определенную проблему. В качестве обеспечения государственного контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) до заключения государственного контракта перечисляет заказчику денежные средства на так называемый казначейский 05 счет. Положениями Закона №
Следует отметить, что в случае изменения в дальнейшем способа обеспечения исполнения контракта на основании Дополнительных требований к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд«[1], возможна передача права требования по банковской гарантии при перемене заказчика (с предварительным извещением гаранта).
Нормы закона
В соответствии с частью 4 статьи 30 Закона №
44-ФЗ по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, определенных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным, разместить такой отчет в единой информационной системе.
Таким образом, из-за отсутствия в Законе №
В связи с решением ГРБС передать действующий государственный контракт от одного заказчика другому поставщик (подрядчик, исполнитель) должен для первого заказчика подготовить документы о выполнении части работ (поставки товара, оказания услуг), после чего просить его о пропорциональном уменьшении финансового обеспечения контракта по факту принятых промежуточных отчетных документов, с заменой указанного денежного обеспечения на банковскую гарантию. Заручившись согласием заказчика, поставщик (подрядчик, исполнитель) оплачивает получение банковской гарантии уменьшенного обеспечения контракта, передает первому государственному заказчику и может претендовать на возврат денежных средств, ранее внесенных в качестве обеспечения государственного контракта. Только после таких манипуляций первый заказчик имеет право передать новому заказчику действующий контракт с банковской гарантией по его обеспечению. Очевидно, из-за решения ГРБС о передаче действующего госконтракта страдает поставщик (подрядчик, исполнитель), который не только готовит все вышеуказанные документы, но и несет бремя дополнительных финансовых расходов, а также временных и трудовых затрат.
Об отчете об объемах закупок у СМП и СОНКО
Хотелось бы поговорить еще об одной норме Закона №
В части 1 статьи 30 Закона №
Статьей 23.66 КоАП РФ установлено, что ФАС России рассматривает дела об административных правонарушениях по части 11 статьи 7.30 КоАП РФ. Вместе с тем механизм проверок соблюдения заказчиками требований частей 1 и 4 статьи 30 Закона №
Об обосновании Н(М)ЦК, квалификации контролеров и заказчиков
Отдельное внимание необходимо уделить процедуре обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Напомним, методы обоснования заказчиками Н(М)ЦК предусмотрены статьей 22 Закона №
Указанный документ имеет исключительно рекомендательный (необязательный) характер для заказчиков. Вместе с тем ряд контролеров пытается привлечь заказчиков (должностных лиц заказчиков) к административной ответственности за несоблюдение требований Методических рекомендаций.
Подобные перегибы можно квалифицировать как слабую юридическую подготовку специалистов по контролю за соблюдением требований законодательства о контрактной системе. Слабой юридической подготовкой в сфере закупок грешат и заказчики, которые не по злому умыслу, а по незнанию требований законодательства допускают в своей работе множество нарушений.
Ужесточить!
Минфину России как федеральному органу исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок целесообразно законодательно установить (ужесточить) квалификационные требования как к должностным лицам заказчиков, являющимся сотрудниками контрактных служб, так и к должностным лицам органов власти, осуществляющим контроль за соблюдением требований законодательства о контрактной системе.
О единых правилах игры
Закон №
Следовательно, полномочия казначейства, предусматривающие проведение проверок по осуществлению органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций), контроля за соблюдением Закона №
[1] Утверждены постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 года № 1005
«О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“».