Эффективность аудиторской деятельности через систему высшего образования

Количество правонарушений в сфере государственных закупок ежегодно увеличивается. В связи с этим Министерство финансов Кировской области разработало комплекс мер, направленных на профилактику нарушений закона о контрактной системе. В 2017 году действенным инструментом обеспечения законности закупочной деятельности бюджетных учреждений стал проект «Корпоративный контроль».

Лариса Александровна МАКОВЕЕВА, и. о. министра финансов Кировской области

Соблюдение принципа открытости и прозрачности информации, реализуемого Федеральным законом № 44‑ФЗ, обеспечивает размещение в Единой информационной системе полной информации об осуществляемых закупках. Так, в ЕИС публикуются планы закупок; информация о заключении, изменении, расторжении, исполнении контрактов; данные об оплате контрактов, начислении неустоек; документы о приемке и др. То есть заинтересованные лица имеют возможность обратиться к ЕИС и получить любые сведения как о планируемой, так и об осуществленной закупке. И здесь возникает вопрос: кто является заинтересованными лицами? Предположим, что это органы, осуществляющие государственный финансовый контроль, а также граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц, которые вправе в соответствии со статьей 102 Федерального закона № 44‑ФЗ проводить общественный контроль.

Важно

Среди основных задач Министерства финансов Кировской области как органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере государственных закупок, важнейшими являются выявление и пресечение правонарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также реализация принципа неотвратимости наказания за совершенные правонарушения.

Однако, как показывает практика, контрольные органы в силу объективных причин не могут обеспечить проведение необходимого количества контрольных мероприятий. Общественные объединения и объединения юридических лиц при осуществлении контроля, как правило, ориентированы на определенные закупки (например, автомобили для государственных нужд, предметы роскоши). Что касается граждан, то ясно одно, что москвичу нет никакого дела до закупок Кировского областного государственного образовательного учреждения, расположенного, например, в Орлове. А вот сотруднику этого учреждения они могут быть интересны.

Хочу знать

Минфин Кировской области провел опрос среди не являющихся работниками контрактных служб (контрактными управляющими) сотрудников 30 разных учреждений. Анкетируемым были заданы следующие вопросы:

Интересует ли вас, что закупается учреждением, в котором вы работаете?

Знаете ли вы, что существует интернет-ресурс, который позволяет получить информацию о всех закупках, осуществляемых вашим учреждением, с указанием поставщика, цены, количества закупаемого товара, срока поставки и др.?

Пытались ли вы искать информацию в ЕИС о закупаемых вашим учреждением товарах, работах, услугах; если нет, то почему (при условии положительного ответа на второй вопрос)?

85% опрошенных обозначили свою заинтересованность в закупаемых учреждением товарах, работах, услугах. 70% «что-то слышали» о существовании «какой-то системы», в которой содержится информация о закупках. Но при этом ни один из опрошенных ни разу не пытался найти в ЕИС информацию о какой-либо закупке. Одни — по причине отсутствия интернета, другие не знают, где искать; третьи просто не задумывались над этим вопросом. Впрочем, практика показывает, что даже профессионалу не всегда удается найти ту или иную информацию в ЕИС. Результаты опроса позволяют сделать следующий вывод: желание у работников учреждений владеть информацией о закупаемых товарах есть, однако по объективным причинам оно не реализуется.

Информация в свободном доступе

Областной Минфин предложил на комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Кировской области реализовать проект «Корпоративный контроль». Ини­циатива была поддержана врио губернатора Кировской области И. В. Васильевым, что и было от­ражено в соответствующем постановлении Правительства Кировской области Перечень мероприятий проекта, а также методические рекомендации по его реализации разработаны и утверждены распоряжением Министерства финансов Кировской области (рисунок 1).

56.png

Суть проекта состоит в том, что заказчик размещает в открытом для сотрудников учреждения доступе (на стенде, информационной доске и др.), а также на своем официальном сайте информацию о закупках, проводимых посредством конкурентных способов определения поставщиков. Информация о закупках содержит: номер закупки, наименование объекта закупки, количество поставляемого товара, срок поставки товара, Н(М)ЦК, дату заключения контракта, наименование поставщика, цену контракта, цену единицы товара, срок исполнения контракта. Сотрудники учреждения могут осуществлять контроль (притом исключительно на добровольных началах) в отношении:

  • соответствия поставляемого товара, выполняемой работы условиям информации о закупках, размещенной в открытом доступе;
  • использования (неиспользования) поставленного товара, выполненной работы, а также соответствия его использования целям осуществления закупки.

По результатам контроля сотрудники заказчика вправе направить на имя руководителя заказчика, а также в контрольный орган документ, содержащий имеющиеся предложения, замечания и рекомендации.

В случае если в течение отчетного периода заказчик не производил закупки путем проведения конкурентных процедур, он размещает на информационном стенде информацию об осуществленных закупках у единственного поставщика за предыдущий месяц. Мы считаем, что данное условие может мотивировать заказчиков к осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов.

200 бюджетных учреждений Кировской области приняли участие в стартовавшем 1 марта 2017 года проекте «Корпоративный контроль». Кроме того, в проекте приняло участие одно казенное учреждение, несмотря на то, что для казенных учреждений эта обязанность не предусмотрена.

На информационном стенде заказчик также размещает контакты контрольного органа с указанием почтового адреса и номеров телефонов. Кроме того, информация, размещаемая на информационном стенде, дублируется на официальном сайте заказчика (рисунок 2). Принимая участие в проекте «Корпоративный контроль», заказчик готовит технические условия для его реализации, определяет должностных лиц, ответственных за взаимодействие с министерством финансов при реализации проекта «Корпоративный контроль», а также проводит собрание работников учреждения с целью их информирования об участии в проекте. На собрание приглашаются представители контрольного органа.

57.png

Минфин проверит

Сотрудники Министерства финансов Кировской области осуществляют плановые ежемесячные выезды в учреждения с целью проверки выполнения заказчиками условий Методических рекомендаций. По результатам проверки составляется отчет, содержащий информацию о дате выезда, наименовании проверяемого учреждения, выявленных нарушениях (либо их отсутствии), который доводится до сведения заинтересованных лиц.

Уведомление о проведении проверки направляется заказчику не менее чем за три рабочих дня способом, обеспечивающим документальное фиксирование такого уведомления и получение министерством финансов подтверждения о его вручении.

При выявлении в ходе проведения проверки факта совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, контрольный орган обязан передать в правоохранительные органы информацию о таком факте и (или) документы, подтверждающие такой факт, в течение трех рабочих дней с даты выявления такого факта.

Итоги проверок

За три месяца реализации проекта сотрудники министерства финансов осуществили девять плановых выездов в учреждения для проверки выполнения заказчиками условий Методических рекомендаций. По результатам установлены случаи несоблюдения заказчиками условий открытости и прозрачности информации, а именно:

информация о закупках в некоторых учреждениях размещена в отдельных кабинетах, что не обеспечивает беспрепятственного доступа всех сотрудников учреждений в эти кабинеты в течение всего рабочего дня;

на информационных стендах размещена неполная информация о закупках, осуществленных учреждениями.

Тестирование и самоконтроль

Министерством финансов Кировской области реализуются и другие мероприятия, направленные на профилактику правонарушений в сфере закупок.

1 Ежегодно проводится тестирование заказчиков на определение уровня знаний Федерального закона № 44‑ФЗ. Количество участников постоянно увеличивается (с 275 участников в 2014 году до 1747 участников в 2016 году). При этом в каждом текущем году наблюдается снижение количества административных дел по тем нарушениям, которые учитывались при формировании вопросов для тестирования в предыдущем году. В целях популяризации данной идеи среди субъектов РФ Минэкономразвития России предложило близлежащим к нам регионам (письмо от 19 августа 2016 года № Д28И-2198) организовать тестирование своих заказчиков на предмет уровня знаний Федерального закона № 44‑ФЗ по примеру Кировской области.

Интерес к мероприятию проявили Пермский край, Нижегородская, Самарская, Калужская области, Республика Мордовия, Удмуртская Республика. Использовать опыт Кировской области рекомендовано контрольным органам в сфере закупок Челябинской области.

2 Реализуется проект «Самоконтроль», в рамках которого заказчику предлагается самостоятельно провести контрольные мероприятия в отношении своей закупочной деятельности по разработанной Министерством финансов Кировской области программе проверки (далее — программа) и направить в контрольный орган соответствующую информацию (рисунок 3). Программа, размещенная на официальном сайте Министерства финансов Кировской области, охватывает весь процесс осуществления закупочной деятельности заказчика, начиная от планирования закупок и заканчивая заключением и исполнением контрактов. В 2016 году в министерство финансов справки о проведенных проверках направили 98 заказчиков (в 2015 году — 62 заказчика).

58.png

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено