Определяем риски

Евгений Игоревич СЕНИН, главный специалист отдела экспертно-аналитической деятельности Главного контрольного управления города Москвы

Целью планирования контрольной деятельности на основе системы риск-мониторинга является повышение эффективности и результативности контрольных мероприятий, что, в свою очередь, обеспечивает сохранность бюджетных средств и эффективность их использования при минимальных трудовых затратах. В данной статье рассмотрены основные моменты применения риск-ориентированного подхода к планированию контроля в финансово-бюджетной сфере и сфере государственных закупок.

Без применения риск-ориентированного подхода к определению объектов контроля не каждое мероприятие может быть результативным. Порой ревизоры выходят на проверки и не выявляют существенных нарушений, при этом необоснованно затрачивают как материальные, так и трудовые ресурсы.

В целях минимизации трудовых затрат и повышения эффективности каждого контрольного мероприятия в городе Москве разработана и внедрена автоматизированная система предварительного выявления рисков и проблем объектов контроля в сфере финансов и государственных закупок.

Система риск-ориентированного мониторинга в финансово-бюджетной сфере и сфере закупок строится на основании формализованных и неформализованных показателей. К формализованным показателям относятся данные, собираемые из внешних информационных систем. Это, например, сведения по закупкам из региональной информационной системы торгов или ЕИС, данные из систем казначейства и учета реализации государственных программ.

Источники неформализованных показателей разделены на две группы: внешние и внутренние.

К внутренним показателям относятся результаты:

  • анализа обоснованности осуществления закупок;
  • мониторинга торгов;
  • анализа исполнения государственных программ;
  • анализа эффективности отраслей;
  • анализа эффективности деятельности государственных унитарных и казенных предприятий;
  • анализа организации и осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

К внешним показателям относятся:

  • обращения граждан;
  • мониторинг средств массовой информации, блогов;
  • сведения, поступающие из иных контрольных органов.

Преимущества системы риск-мониторинга Главконтроля

автоматизация и учет полного объема накопленной информации;

мониторинг и оперативное реагирование на возникающие риски (система автоматически уведомляет сотрудников Главконтроля о каких-либо резких отклонениях у объекта контроля, что позволяет оперативно принимать меры).

Система рисков в финансово-бюджетной сфере

Система рисков в финансово-бюджетной сфере насчитывает более 70 формализованных показателей, которые объединены в четыре основные группы, позволяющие учитывать информацию по всем основным характеристикам бюджетного процесса:

качество финансового планирования (например, показатель количества внесений изменений в бюджетную роспись);

эффективность реализации государственных программ (например, отклонение фактических объемов финансового обеспечения программ за счет средств бюджета от планового значения);

эффективность предоставления субсидий (например, количество получателей субсидий);

качество организации деятельности в сфере закупок (например, доля закупок ГРБС и их подведомственных учреждений, проведенных с нарушениями в общем объеме осуществленных ими закупок).

Система рисков в сфере закупок

Система рисков в сфере закупок состоит из 30 формализованных показателей, позволяющих выявлять риски при планировании и размещении закупок, а также при исполнении контрактов. Например, рассчитываются доля контрактов с единственным поставщиком или доля контрактов с истекшим сроком действия в общем их числе, среднее количество поданных заявок на один лот, среднее снижение начальной (максимальной) цены контракта.

Расчет формализованных показателей

В зависимости от типов объекта контроля применяются различные порядки расчета формализованных показателей.

1 Так, по главным распорядителям бюджетных средств анализ осуществляется на основании бюджетной росписи конкретного ГРБС и его подведомственных учреждений. Также учитываются собственные показатели ГРБС и совокупные агрегированные показатели его подведомственных учреждений.

Важно

Система риск-мониторинга автоматически формирует рейтинг объектов контроля, ранжируя их по количеству и степени имеющихся рисков. Это позволяет сотрудникам Главконтроля проводить проверки максимально результативно.

2 Расчет формализованных показателей автономных и бюджетных учреждений осуществляется на основании плана финансово-хозяйственной деятельности и внесенных в него изменений. Также показатели отражают эффективность расходования субсидий, принятие и использование лимитов бюджетных обязательств.

Низкий, средний, высокий

При риск-мониторинге используется трехуровневая оценка рисков. Низкий уровень риска свидетельствует об отсутствии основания для включения ведомства или организации в план контрольной деятельности. Средний риск свидетельствует о возможности наличия нарушений и (или) недостатков у объекта контроля. Высокий риск предупреждает о высокой вероятности совершения объектом контроля нарушений и допущения недостатков. Данное обстоятельство является основанием для включения заказчика в план контрольной деятельности.

3 По казенным учреждениям анализ осуществляется на основании данных бюджетной сметы. Показатели характеризуют принятие и использование лимитов бюджетных обязательств учреждения.

Таким образом, автоматизированная система риск-мониторинга аккумулирует формализованные и неформализованные показатели, являющиеся базой для системы риск-ориентированного подхода. Далее, для построения рейтинга необходимо присвоить значение каждому показателю, определить, является ли он рисковым, что может свидетельствовать о наличии потенциальных нарушений у объекта контроля, или находится в безрисковой зоне.

например

Рассмотрим показатель «Отношение среднего снижения начальной (максимальной) цены контракта заказчика к среднему снижению начальной (максимальной) цены контракта всех заказчиков города Москвы».

Расчет осуществляется исходя из среднего снижения Н(М)ЦК по торгам конкретного заказчика в сравнении со среднегородским значением. Так, для оценки данного риска установлены следующие определения зоны риска. Уровень риска «низкий» присваивается заказчику при отклонении его значения от среднегородского на 5%. Данное отклонение не является существенным. Отклонение, характеризующее большое снижение — более чем на 30% от среднегородского, — может свидетельствовать о некачественной работе заказчика при формировании начальной (максимальной) цены контракта, что позволяет существенно снижать цену контракта фиктивно, то есть не приносит реальную экономию бюджету города Москвы.

Для оценки риска в первую очередь необходимо определить, какое значение его показателя относится к тому или иному уровню. Субъективный подход не является корректным, потому что в этом случае общий балл по объектам контроля не будет всесторонне характеризовать деятельность проверяемой организации. В результате рейтинг рисковых объектов контроля не отразит реального положения дел. Для справедливого определения границ риска необходимо использовать некое фиксированное значение показателя, отталкиваясь от которого можно установить высокий, средний и низкий уровень риска, например, для каждого госзаказчика, объективно. В качестве фиксированного значения Главконтроль в основном использует среднегородские показатели. Стоит упомянуть, что не каждый показатель может характеризовать риск.

Итак, рассчитываются и оцениваются все формализованные показатели, по результатам оценки их значения пересчитываются в баллы, позволяющие построить рейтинг. Присвоение баллов по неформализованным показателям осуществляется исходя из их количества, один неформализованный показатель равен 0,05 дополнительного балла к сводному значению объекта контроля.

например

Возьмем показатель, оценивающий корректность заключения контрактов с единственным поставщиком. В соответствии со статьей 93 Федерального закона № 44‑ФЗ существует 49 оснований заключения контрактов с единственным поставщиком. Фактически только небольшая часть из них являются рисковыми, то есть позволяющими предположить низкое качество контрактной дисциплины заказчика.

Так, к безрисковым относятся показатели, характеризующие заключение контрактов на оказание коммунальных услуг и услуг аренды, контрактов с естественными монополистами. Таких примеров достаточно много, но хотелось бы акцентировать внимание на рисковых основаниях заключения контрактов с единственным поставщиком. Первым из них, безусловно, является заключение контрактов по несостоявшимся торгам, когда на торги никто не приходит или допускается только один заказчик, который и будет определен победителем. Большая доля контрактов, заключенных по данному основанию, несет в себе риск ограничения конкуренции со стороны заказчика.

Вторым наиболее рисковым основанием является заключение контрактов по обстоятельствам непреодолимой силы. Заказчики злоупотребляют данным правом и используют его недобросовестно, заключая контракты по ремонту неаварийных объектов.

Также рисковым является заключение контрактов малого объема (т. е. до 100 тысяч рублей). Такое основание стоит рассматривать как рисковое в связи с тем, что в Федеральном законе № 44‑ФЗ отсутствуют ограничения по дроблению закупок. Использование данного основания может привести к уходу от проведения конкурентных процедур и выбору «своего подрядчика».

Каждый показатель имеет свой вес, как и группа, в которой он состоит. Под весом подразумевается значимость данного показателя во всей системе показателей. Вес позволяет корректировать рейтинг в зависимости от имеющихся в городе текущих проблем и тенденций. Оценочное значение умножается на вес показателя и вес группы, так получается итоговое значение — балл.

Важно

Система весов имеет свои ключевые принципы. Так, все показатели объединены в группы, вес определяет важность группы или показателя при риск-мониторинге, сумма весов групп, так же как и сумма весов показателей внутри одной группы, равна 1. Такая система позволяет построить сбалансированный итоговый рейтинг.

После расчета всех показателей, присвоения каждому показателю балла, формирования итогового балла по результатам расчета формализованных показателей объекта контроля и присвоения баллов за неформализованные показатели формируется итоговый балл, позволяющий составить рейтинг.

Итоговый рейтинг в чистом виде не может быть применен для формирования плана проверок на следующий год по нескольким основаниям. В частности, одно из таких оснований — объект контроля не может проверяться ежегодно.

Подводя итог, отметим, что вышеописанная система риск-ориентированного подхода к осуществлению контрольной деятельности Главного контрольного управления города Москвы демонстрирует свою эффективность. В планы проверок попадают только те объекты контроля, действия которых несут в себе определенный риск. До начала проведения контрольного мероприятия ревизоры имеют достаточный объем информации, позволяющий уже на подготовительном этапе понять проблемы организации и целенаправленно выходить на объект, имея представление о том, в каких сферах его деятельности наиболее вероятны нарушения.

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено