УФК инициировало процесс организации муниципального контроля
В большинстве муниципалитетов Республики Тыва в 2016-—2017 годах муниципальный контроль не осуществлялся. О том, какая работа была проведена региональным управлением Федерального казначейства для исправления ситуации, рассказывается в статье.
Солангы Николаевна СААЯ, руководитель Управления Федерального казначейства по Республике Тыва, кандидат экономических наук
Анализ исполнения бюджетных полномочий органов контроля субъекта РФ и муниципальных образований (далее — Анализ), проведенный Управлением Федерального казначейства по Республике Тыва (далее — УФК), показал, что органы муниципального контроля созданы лишь в некоторых муниципальных образованиях региона. Так:
- в 2016 году органы контроля были созданы в пяти муниципальных образованиях, что составляет около 4% от общего количества муниципальных образований (143);
- в 2017 году — в 22 муниципальных образованиях, или в 15% от их общего количества;
- в 2018 году — в 20 муниципальных образованиях, остальные 123 муниципальных образования передали полномочия на уровень муниципального района.
Таким образом, муниципальный контроль стал осуществляться во всех без исключения муниципальных образованиях региона (рисунок 1).
Внимание
Отсутствие органов контроля в муниципальных образованиях приводило к неисполнению ими бюджетных полномочий. При этом необходимо отметить, что муниципальный финансовый контроль предусмотрен бюджетным законодательством и является неотъемлемой частью финансового контроля в РФ.
Практика создания органов контроля
Для решения вопроса организации в муниципальных образованиях финансового контроля в 2017 году УФК был разработан План мероприятий. В соответствии с ним в адрес Правительства Республики Тыва и глав муниципальных образований были направлены обращения о принятии мер по созданию городскими и сельскими поселениями органов контроля или передаче бюджетных полномочий на уровень района. Кроме того, были организованы совещания на уровне Правительства Республики Тыва с представителями Министерства финансов, Министерства юстиции, Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва, а также с главами администраций муниципальных районов и финансовыми органами по вопросам организации исполнения бюджетных полномочий; проведены семинары и видеоконференции.
Вывод
Проведенный УФК Анализ и обобщение его результатов дали начало активному процессу организации исполнения бюджетных полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю путем создания соответствующих органов либо передачи полномочий на уровень муниципальных районов.
В 2018 году УФК организовало межведомственную конференцию для представителей контрольно-ревизионных органов Республики Тыва по теме «Актуальные вопросы реализации полномочий контрольно-ревизионными органами Республики Тыва», где вопросам осуществления государственного и муниципального финансового контроля была посвящена отдельная секция. Работа секции была направлена на оказание практической и методической помощи созданным органам муниципального финансового контроля. По итогам конференции органам контроля было предложено организовать межведомственное информационное взаимодействие по вопросам внедрения современных технологий, автоматизации процессов планирования проверок, формирования отчетностей и проведения обучающих семинаров. А также создать интернет-площадку для обсуждения проблемных тем муниципального финансового контроля. С целью унифицирования подходов к осуществлению контроля было рекомендовано внедрить в практику стандарты, порядки и классификатор нарушений.
Распоряжением Правительства Республики Тыва от 13 июля 2018 года № 299р создана рабочая группа по координации и организации деятельности органов внутреннего муниципального финансового контроля в Республике Тыва по осуществлению ими бюджетных полномочий во главе с заместителем председателя Правительства Республики Тыва А. В. Брокертом, в состав которой вошли представители УФК, Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва, Министерства финансов и Министерства юстиции Республики Тыва, администраций муниципальных районов. Рабочая группа разработала и утвердила дорожную карту по координации и организации деятельности по осуществлению органами внутреннего муниципального финансового контроля в Республике Тыва бюджетных полномочий, предусмотренных статьей 269.2 и пунктом 4 статьи 157 БК РФ. Дорожная карта, в частности, включала в себя:
разработку и заключение типовых соглашений по передаче сельскими поселениями отдельных полномочий на уровень муниципального района;
разработку типовых форм решений муниципального образования о передаче полномочий, распоряжений (постановлений) администрации муниципального образования о закреплении органа контроля;
разработку и утверждение типового порядка осуществления органами контроля полномочий, типового регламента исполнения функции по контролю, типовых стандартов, шаблонов документов (акта проверки, предписаний, представлений и иных документов), методических рекомендаций по планированию;
анализ достаточности штатных единиц по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля в муниципальных образованиях и их финансового обеспечения;
проведение совместных совещаний, обучающих семинаров для органов внутреннего муниципального контроля.
Основные недостатки муниципального контроля
В ходе осуществления Анализа в 2018 году УФК выявило недостатки при осуществлении полномочий органами муниципального финансового контроля. Структура выявленных нарушений приведена на рисунке 2.
Результаты Анализа показали, что исполнение бюджетных полномочий не в полной мере соответствует требованиям бюджетного законодательства РФ. Это свидетельствует о недостаточно высоком уровне организации указанной работы в большинстве муниципальных образованиях. По итогам Анализа УФК направило заключения каждому органу контроля с предложениями и рекомендациями по совершенствованию контроля и надлежащему исполнению их бюджетных полномочий.
Федеральное казначейство ищет варианты решения упомянутых в статье проблем. В частности, разрабатывает единое нормативно-правовое регулирование и единые стандарты осуществления финансового контроля, что будет способствовать эффективному управлению бюджетными рисками.