Как осуществлять полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю в условиях распространения коронавирусной инфекции?

Об опыте Министерства финансов Свердловской области рассказывают заместитель министра финансов Рауиль Газизович АБСОЛЯМОВ и ведущий специалист межрайонного отдела контрольно-ревизионной работы в городе Екатеринбурге Александра Алексеевна ДЕНИСОВА.

Пандемия коронавируса оказала существенное влияние на все области жизни общества и государства, в том числе на финансово-бюджетную сферу. В условиях стремительного распространения заболевания первоочередной задачей стало принятие всех необходимых мер для защиты жизни и здоровья граждан. Реализация этой задачи потребовала, в частности, определения порядка осуществления проверочных мероприятий до конца 2020 года.

Указ Президента РФ от 2 апреля 2020 года № 239 на территории Российской Федерации ввел комплекс ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Для выполнения поставленной задачи указом губернатора Свердловской области (https://rg.ru/2020/03/18/sverdlovsk-ukaz100-reg-dok.html) на территории региона введен режим повышенной готовности и приняты дополнительные меры по защите населения от коронавирусной инфекции.

В связи с введенными ограничительными мерами Министерство финансов Свердловской области (далее — Министерство) приняло решение о приостановлении всех проверочных мероприятий на территории объектов контроля и о завершении проверок, проведенных более чем наполовину, в удаленном формате. В отношении еще не назначенных выездных поверок, включенных в План контрольных мероприятий Министерства на 2020 год (https://minfin.midural.ru/uploads/document/4824/prikazskan.pdf) , признано необходимым принять ряд мер. А именно заблаговременно проинформировать объекты контроля о возможном проведении вместо выездных проверок проверочных мероприятий в камеральной форме и предупредить их о необходимости подготовки требующихся для проверок документов. В связи с переводом работников на режим дистанционной и удаленной работы ряд организаций сообщили о невозможности подготовить запрашиваемые для проверки документы. Проверочные мероприятия в отношении таких объектов контроля были перенесены на более поздний срок.

В ходе дальнейшего распространения пандемии Правительство РФ приняло постановление № 438 (далее — Постановление). Документ ввел мораторий на плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до 31 декабря 2020 года. Следует отметить, что согласно пункту 5 Постановления ограничения на проведение контрольных мероприятий распространяются в том числе и на государственный контроль (надзор) в финансово-бюджетной сфере.

Таким образом, Постановление фактически приостановило деятельность органов контроля по проведению плановых проверок. Исключение составили только плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска.

Основной целью издания постановления № 438 является поддержка предприятий малого и среднего бизнеса в условиях COVID-19, а не полная отмена проверок, в том числе в финансово-бюджетной сфере.

Исходя из разъяснений, данных Министерством финансов РФ в письме от 29 апреля 2020 года № 02-09-06/35083, Правительство РФ уполномочено лишь на установление иного регулирования отношений, связанных с особенностями осуществления государственного и муниципального контроля в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. В 2020 году контрольные мероприятия органов внутреннего государственного финансового контроля могут осуществляться в соответствии с утвержденными планами контрольной деятельности на 2020 год, за исключением мероприятий, проводимых в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Во исполнение вышеуказанного Постановления, а также в связи с невозможностью проведения плановых выездных проверок в медицинских учреждениях Министерство исключило из Плана контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере на 2020 год четыре юридических лица, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также все медицинские учреждения Свердловской области. Таким образом, Министерство признало возможным продолжение контрольной деятельности с соблюдением введенных ограничений и в отношении тех объектов контроля, которые выразили готовность оказать содействие контролерам.

С этой целью были приняты меры по осуществлению контроля с использованием средств дистанционного взаимодействия. В настоящее время Министерство широко применяет различные дистанционные способы взаимодействия при проведении камеральных проверок. Как следует из определения, содержащегося в Бюджетном кодексе, камеральные проверки — проверки, проводимые по месту нахождения органа контроля на основании бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности и иных документов, представленных по его запросу. Тем не менее проверяющие не ограничиваются только изучением документов, представленных объектами контроля. Используются всевозможные дистанционные способы взаимодействия: телефонная связь, электронная почта, системы видео-конференц-связи.

Дистанционное взаимодействие

Министерство финансов Свердловской области получает объяснения от объектов контроля по вопросам, возникающим в ходе проверок через Skype. Фото- и видеоматериалы, например, в подтверждение фактов выполнения работ по контрактам, контролеры запрашивают по электронной почте.

Несмотря на то что применение дистанционных способов получения информации не регламентировано нормативными правовыми актами, их использование является необходимым и позволяет осуществлять камеральные проверки наиболее эффективно. В связи с этим считаем целесообразным определить порядок использования дистанционных средств взаимодействия в контрольной деятельности.

Важно

Необходимо установить перечень информационных технологий, допустимых к использованию проверяющими, определить процедуры получения информации, а также порядок действия должностных лиц органа контроля при наличии сомнений в достоверности предоставленной через дистанционные средства связи информации.

Помимо использования дистанционных способов связи Министерство продолжает активное внедрение и применение в контрольной деятельности программных комплексов и информационных систем, в том числе единой информационной системы в сфере закупок. Эти инструменты позволяют выявлять нарушения в деятельности объектов контроля уже на этапе подготовки к контрольным мероприятиям.

Такие информационные системы содержат сведения, позволяющие проверить исполнение государственных программ, государственных заданий, исполнение смет доходов и расходов. Также с их помощью можно установить правомерность произведенных расходов, в том числе по государственным контрактам, достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности и так далее. Кроме того, Министерство по всем вопросам проверок использует информационный ресурс, позволяющий получить информацию о деятельности компаний, их надежности, статусе, заключенных контрактах, судебных делах, а также взаимосвязях, сложившихся между компаниями.

При проверках соблюдения законодательства о контрактной системе ревизоры активно используют единую информационную систему в сфере закупок. В настоящее время все закупки переведены в электронный вид, внедряются структурированные документы — контракты, электронные акты, в том числе КС-2. Это позволяет обеспечивать контроль не только на стадии обоснования Н(М)ЦК, но и на стадии исполнения контракта. Применяющие эту информационную систему ревизоры могут выявлять такие нарушения, как:

  • отсутствие обоснования начальной (максимальной) цены контракта;
  • несоблюдение сроков заключения и исполнения госконтрактов;
  • неприменение мер ответственности по контракту (взыскание неустойки) к недобросовестному поставщику и т. д.

Программные комплексы применяются на всех этапах контрольной деятельности, от планирования контрольных мероприятий до осуществления контроля за реализацией их результатов.

Следует отметить, что, несмотря на переход в так называемый дистанционный режим, проведение проверок с использованием электронных средств связи и программных комплексов, проверяющие «глазами» подробно изучают вопросы проверок и выявляют такие виды нарушений, как:

  • неправомерное расходование средств (например, приобретение оборудования по завышенной стоимости при фактической установке более дешевого);
  • необоснованное расходование средств (например, оплата материалов, качество и безопасность которых не подтверждены соответствующими документами);
  • неэффективное использование средств (неиспользование в течение длительного времени приобретенного оборудования) и др.

В условиях пандемии коронавирусной инфекции Министерство продолжает взаимодействовать с органами прокуратуры. Правовым основанием для действий ревизоров при их участии в проверках по требованиям органов прокуратуры являются статьи 6 и 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»

На территории региона действует распоряжение Правительства Свердловской области от 18 июня 2008 года № 673-РП (http://www.pravo.gov66.ru/media/pravo/p673.pdf). В соответствии с ним Министерство обязано направлять материалы всех проверок в прокуратуру Свердловской области для принятия мер прокурорского реагирования и проверки законности проведенных контрольных мероприятий.

Взаимодействие контролеров с органами прокуратуры, в том числе с городскими и районными, в регионе осуществляется централизованно — через прокуратуру Свердловской области.

При осуществлении органами прокуратуры надзорных мероприятий за соблюдением бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе возникает необходимость привлечения лиц, обладающих специальными знаниями в финансово-бюджетной сфере и в сфере закупок. Учитывая это, специалисты Министерства разработали рекомендации (Скачай на память) для сотрудников, которых Министерство делегирует для участия в проверках. Данные рекомендации одобрены прокуратурой Свердловской области.

С марта по август текущего года в Министерство поступило 13 требований о выделении специалистов для проведения контрольных мероприятий. В основном речь идет об участии в проверочных мероприятиях медицинских учреждений по фактам приобретения медицинского оборудования для пациентов с COVID-19.

В условиях действия ограничительных мер совместные с органами прокуратуры контрольные мероприятия проводятся только в камеральной форме. Специалисты Министерства рассматривают представленные документы в рамках вопросов проверки без непосредственного взаимодействия как с прокурорскими работниками, так и с объектами контроля. Решение текущих вопросов осуществляется по телефону, электронной почте, через мессенджеры.

Реализация материалов проверок осуществляется органами прокуратуры. В случае выявления административных правонарушений в финансово-бюджетной сфере и сфере закупок сотрудники прокуратуры возбуждают дела об административном производстве, которые направляются по компетенции для рассмотрения в Министерство.

Так, в 2020 году от органов прокуратуры поступило 21 дело об административных правонарушениях, полномочия по рассмотрению которых в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях возложены на Министерство финансов. При установлении в ходе проверок причиненного региональному бюджету ущерба в случае отказа от добровольного возмещения органы прокуратуры в соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ направляют в судебные органы исковые заявления о взыскании соответствующих средств в бюджет Свердловской области. Министерство участвует в данных судебных заседаниях в качестве третьего лица. В основном ущерб возмещается добровольно, но бывают и исключения. За 2019–2020 годы Министерство приняло участие в двух судебных делах по искам органов прокуратуры о возмещении ущерба.

Также, в соответствии со статьей 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» по выявленным нарушениям органы прокуратуры вносят представления об устранении нарушений бюджетного законодательства и законодательства в сфере закупок.

В целях вынесения уголовно-правовой оценки материалы проверок органы прокуратуры направляют в иные правоохранительные органы (органы внутренних дел, следственный комитет, органы федеральной службы безопасности) в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом. В 2019–2020 годах возбуждено четыре уголовных дела.

Безопасность прежде всего

В целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции специалисты Министерства приступают к изучению предоставленных документов только после их обработки и нахождения в течение нескольких дней в специальном помещении. При работе с такими документами проверяющие используют средства индивидуальной защиты — медицинские маски и перчатки.

По делам об административных правонарушениях Министерство работает с учетом постановления президиума Верховного суда РФ и президиума Совета судей РФ от 8 апреля 2020 года № 821. Этот документ приостановил личный прием граждан, рекомендовал подавать документы с использованием электронного делопроизводства, рассматривать дела без личного участия сторон при наличии их ходатайства, а также при наличии технической возможности с учетом мнения сторон с использованием системы видео-конференц-связи и (или) системы веб-конференции

Во исполнение рекомендаций Верховного суда РФ, а также указа губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года № 100-УГ *(http://www.pravo.gov66.ru/media/pravo/100-УГ_c77MWRm.pdf) специалисты Министерства после отмены Президентом РФ нерабочих дней все административные дела рассматривали заочно. Делали они это на основании письменных ходатайств лиц, привлекаемых к административной ответственности, а также с учетом их письменно изложенных позиций о признании фактов нарушений.

При рассмотрении административных дел по результатам проверочных мероприятий, осуществляемых в удаленном режиме, преимущественной формой взаимодействия с лицом, привлекаемым к административной ответственности, является направление документов по электронной почте. Лицо, в отношении которого возбуждено дело, уведомляется о назначении дела к рассмотрению, а также о возможности сделать это в его отсутствие при наличии ходатайства. Разъяснение всех прав и обязанностей, предусмотренных КоАП, а также положений статьи 51 Конституции осуществляется в письменной форме.

Следует отметить, что по всем рассмотренным в период пандемии административным делам от лиц, привлекаемых к административной ответственности, поступили ходатайства о рассмотрении дел в их отсутствие, а также письменное признание фактов нарушений. Практики рассмотрения дел с использованием систем видео-конференц-связи Министерство пока не имеет. Вместе с тем такая возможность предусмотрена КоАП РФ и в дальнейшем при необходимости будет применяться.

Несмотря на ограничения, введенные в период распространения коронавирусной инфекции, Министерство предпринимает все необходимые меры к надлежащему исполнению представлений и предписаний, вынесенных объектам контроля.

В представлениях и предписаниях Министерство финансов устанавливает увеличенные сроки для устранения нарушений. Кроме того, по нарушениям, связанным с оплатой невыполненных работ, вместо возмещения средств в бюджет в предписаниях предъявляется требование о принятии мер по выполнению ранее не выполненных работ.

Важно

Если ранее представления предъявляли объекту контроля требования устранить нарушение в срок до двух месяцев, то в условиях пандемии эти сроки увеличены до шести месяцев.

Таким образом, выработанный контрольным органом механизм исполнения представлений и предписаний, а также применяемый подход к установлению сроков исполнения в период пандемии позволили не только не допустить нарушений в исполнении документов реагирования, но и реализовать результаты контрольных мероприятий в полном объеме.

В заключение следует отметить, что ситуация с распространением COVID-19 меняется ежедневно и достаточно трудно предугадать, что ждет внутренний государственный финансовый контроль в обозримом будущем. Можно предположить, что одним из последствий таких экстренных изменений системы контроля станет переход на дистанционные методы осуществления контрольной деятельности, а проведение выездных проверок будет необходимо только в исключительных случаях.

Мнение практиков

Органам финансового контроля следует:

  • во-первых, активно внедрять и использовать информационные системы;
  • во-вторых, разрабатывать методики проведения контрольных мероприятий с использованием средств дистанционного взаимодействия;
  • в-третьих, нарабатывать опыт применения систем видео-конференц-связи.

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено