Контроль — не просто сверка норм закона с фактическим положением дел
Начальник Главного контрольного управления Челябинской области Дмитрий Валерьевич Агеев — один из самых активных авторов нашего журнала. Если работа поставлена четко, если есть движение вперед, в деятельность внедряются новации, то есть и о чем рассказать коллегам. В частности, из этого интервью вы узнаете, как помогает контрольной деятельности аналитическая служба, как управление использует и планирует использовать информационные технологии, о чем шел разговор на XIII областной практической конференции «10 лет контрактной системе: итоги и перспективы», какие проблемы волнуют финансовых контролеров.
— Дмитрий Валерьевич, расскажите, пожалуйста, как вы пришли в контроль?
— Контрольной деятельностью я стал заниматься сразу после института, сначала в налоговой инспекции, потом в налоговой полиции. В 2014 году меня пригласили в Главное контрольное управление Челябинской области на должность заместителя начальника управления, а в 2016 году я его возглавил. Так что можно сказать, что у меня вся профессиональная жизнь связана с контролем.
— За то время, которое вы работаете в финконтроле, в этой сфере произошло много законодательных и методологических изменений. Можно сказать, что сейчас контролер стал другим?
— В этой профессии всегда существовала преемственность поколений и наставничество. Из года в год опытные ревизоры обучают вновь прибывших сотрудников, делятся знаниями. Во все времена контрольно-ревизионная работа — это каждодневный, кропотливый труд человека высокопрофессионального, обладающего глубокими компетенциями в вопросах экономики, финансов, бухгалтерского учета, госзакупок, гражданского, бюджетного и административного законодательства и информационных технологий. Стремительно меняющиеся законодательство и методология контроля не могут изменить саму сущность контролера, но стимулируют к постоянному самообразованию и дают новые инструменты для работы. Поэтому сегодня контролер — это практически творческая личность, чья деятельность отнюдь не сводится к шаблонной сверке норм закона с фактическим положением дел.
— Все законодательные изменения направлены на повышение эффективности работы контрольных органов. В конечном итоге на то, чтобы совершать нарушение было либо невозможно, либо неповадно. Как вы считаете, мы приближаемся к этой цели? Как изменилась в последнее время подконтрольная среда?
— Несомненно, что все изменения в законодательство вносятся для повышения эффективности работы контрольных органов и устранения норм, способствующих совершению нарушений. Но многое еще предстоит сделать. Так, например, до сих пор за неэффективное и неправомерное использование бюджетных средств отсутствует административная ответственность. Я бы выделил два момента, на которые следует обратить внимание для того, чтобы снижать количество нарушений. Во-первых, это разработка программных комплексов, своевременное внесение изменений в них. Многие случаи искажения данных бухгалтерской отчетности можно было бы предотвратить, если бы в программах имелись контрольные точки, определенные чек-листы. Например, в отчетность, подготавливаемую в рамках соглашения на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (работ) на очередной финансовый год и плановые периоды, многие главные бухгалтеры забывают включить суммы плановых периодов в качестве долгосрочной дебиторской задолженности.
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»