Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно

Закупка у единственного поставщика — повышенное внимание контролеров


«Нарушать Закон № 44-ФЗ стало неприлично», — заявила начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Ольга Викторовна Горбачева на III Всероссийской конференции «Государственные и корпоративные закупки 2024 — на пути цифровизации». Мероприятие было организовано компанией «Гарант». Вместе с тем нарушения, которые допускают сегодня заказчики, стали приобретать латентный характер, и, чтобы их выявить, специалистам ФАС приходится использовать нестандартные инструменты. То есть это не просто рассмотрение жалоб.

Начнем со статистики. Количество жалоб, поступающих в ФАС, сокращается. По крайней мере, по итогам I квартала сотрудники службы рассмотрели на 25% жалоб меньше, чем за аналогичный период 2023 года. И связано это в том числе с тем, что снижается число обращений «профессиональных жалобщиков». От них в I квартале 2024 года поступило жалоб на 78% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

По словам Горбачевой, появлению такой тенденции способствовало решение ФАС о том, что с 2024 года служба не рассматривает жалобы от лиц, чьи права не могут быть нарушены. То есть в случаях, когда в извещении установлены специальные требования к участникам (специальная или универсальная предквалификация, право заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии) или членства в саморегулируемой организации), ФАС будет определять, отвечает ли им заявитель. Если он не обладает специальной правоспособностью и/или у него отсутствует соответствующий опыт, служба откажет ему в принятии жалобы для рассмотрения по существу. В таких случаях права и законные интересы участника закупки не могут быть нарушены действиями (бездействием) субъекта контроля.

В связи с этим, по словам спикера, жалобщики решили стать профессиональными участниками рынка закупок. «На сегодняшний день зафиксирован случай, когда „профессиональный жалобщик“ попытался аккредитоваться на одной из электронно-торговых площадок. Однако договор, который он предоставил, не понравился оператору ЭТП, и, соответственно, в аккредитации было отказано. „Профессиональный жалобщик“ данное решение обжаловал в Федеральной антимонопольной службе. Однако и мы усмотрели недостоверность данного договора», — рассказала Горбачева и отметила, что ФАС далее будет держать ситуацию. Очевидно, что история будет иметь продолжение. Всего же по итогам рассмотрения жалоб, которые поступили в ФАС в I квартале текущего года, 40% обращений признаны обоснованными.

Нарушения в госзаказе

Далее, говоря о нарушениях, спикер указала, что за I квартал 2024 года выявлено более трех тысяч нарушений. Их можно квалифицировать по следующим категориям:

1 Технические нарушения, которые заказчики допускают при формировании извещений, в том числе связанные с размещением информации в единой информационной системе.

2 Нарушения, связанные с порядком рассмотрения заявок. За I квартал зафиксирована тысяча таких нарушений.

Как отметила Горбачева, служба уделяет огромное внимание разъяснению заказчикам, как применять нормы постановления № 2571, тем не менее характер допускаемых нарушений не меняется. По мнению спикера, особенного внимания здесь требует сфера строительства.

«Логика постановления № 2571 такова, что участник закупки должен построить дом за 20 миллионов рублей, чтобы претендовать на строительство дома за 100 миллионов рублей, построив дом за 100 миллионов, может претендовать на строительство дома за 500 миллионов рублей и т. д. Контракт на 20 миллионов рублей по строительству 20 домов не может служить подтверждением опыта исполнителя, даже если эти дома являются объектами капитального строительства.

Другими словами, когда заказчик устанавливает требование о наличии у участника закупки опыта строительства объекта, то последний должен представить договор по строительству одного объекта, сопоставимого по цене (1:5) предполагаемой закупки, а также приложить акт приемки законченного строительства объекта, желательно с указанной в нем стоимостью, и разрешение на ввод данного объекта.

Горбачева также обратила внимание на то, что очень часто участники госзакупки полагают, что подтверждением опыта в строительной сфере может быть опыт работы по возведению объектов индивидуального жилищного строительства. Однако ФАС считает, что опыт в сфере ИЖС не совсем релевантный опыту, который необходим для участия в строительстве тех объектов, которые разыгрываются государственными заказчиками. Ведь в рамках государственного заказа строятся в основном социальные объекты: больницы, школы, детские сады. Если участник ранее построил коттедж, который стоил 300 миллионов рублей, то этот опыт никоим образом не может быть подтверждением опыта участника, заявившегося в закупке по строительству школы или больницы. Такую позицию ФАС поддерживают Минстрой России и Минфин России.

Распространенным нарушением спикер назвала и принятие заказчиком для подтверждения опыта гражданско-правовых договоров. Это, по мнению Горбачевой, недопустимо. Для подтверждения опыта необходимо рассматривать только контракты или договоры, заключенные по законам № 44-ФЗ, № 223-ФЗ, сведения о которых размещены непосредственно в единой информационной системе, в соответствующих реестрах.

3 К третьей категории можно отнести нарушения, связанные с установлением требований к участникам, которые влекут ограничение участия в закупке. Таких нарушений за I квартал зафиксировано около 500. «Встречаются ситуации, когда заказчик устанавливает требования по нескольким позициям постановления № 2571, — рассказала Горбачева. — Но несколько позиций можно устанавливать в ограниченном количестве случаев. Они прямо поименованы в самом постановлении. Это, как правило, связано с закупкой работ в атомной отрасли. В том, что касается так называемых бытовых закупок гозаказчика — техническое обслуживание, ремонт, строительство объектов, — устанавливается требование по одной позиции».

Спикер также указала, что до сих пор продолжается практика объединения в один лот закупок работ, услуг по техническому обслуживанию зданий и услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий. Соответственно, заказчики устанавливают два требования по 14 и по 36 пунктам постановления № 2571. Это в корне неправильно. Во-первых, само постановление не допускает такого объединения, а во-вторых, эти нормы применяются к абсолютно разным рынкам. И, когда участники закупки оспаривают объединение работ, ФАС встает на сторону участника.

Также спикер отметила, что сокращается количество нарушений в сфере применения национального режима. Если ранее в рейтинге нарушений они занимали стабильно третье место, то теперь опустились на четвертое.

Единственный поставщик: вопросы и проблемы

Что касается латентных нарушений, которые не видны с первого раза, то они связаны с закупками у единственного поставщика. Как рассказала Горбачева, в ФАС обратились правоохранительные органы с просьбой проанализировать ситуацию. Заказчик и поставщик расторгли контракт по соглашению сторон, а потом заказчик заключил контракт со вторым участником на сумму, большую прежней в два раза. Проанализировав все обстоятельства, контролеры установили: участник — победитель закупки снизил цену до 20 миллионов рублей, в то время когда закупка стоила 100 миллионов. Однако впоследствии данный контракт расторгается по соглашению сторон и заключается новый со вторым участником закупки. Только сумма контракта уже составляет 70 миллионов рублей. Аргумент заказчика — ему якобы стало жаль участника, который в сложных условиях (повышение цен, разрыв логистических цепочек и т. д.) не мог исполнить контракт за 20 миллионов рублей. В связи с этим заказчик решил просто увеличить стоимость контракта, не воспользоваться короткими процедурами закупок.

Столь неожиданный аргумент заказчика навел контролеров на мысль — закупку необходимо проверить на предмет нарушения антимонопольного законодательства. ЕИС позволяет с помощью определенных фильтров сделать выборку контрактов, которые расторгнуты по соглашению сторон и впоследствии заключены со вторым участником с большой разницей в цене. «Все эти факты находятся у нас в работе, и по некоторым случаям выявлены злоупотребления и возбуждены антимонопольные дела», — отметила спикер. Также она подчеркнула, что если количество таких фактов станет критичным, то будет необходимо внести изменения в законодательство в части запрета заключения контракта со вторым участником, если с первым контракт расторгнут по соглашению сторон.

Что касается в целом закупок у единственного поставщика, то они, как заметила Горбачева, сейчас находятся под пристальным вниманием всех контрольных органов. В условиях ковида, антисанкционных мер заказчики массово проводили закупки у единственного поставщика даже тогда, когда закупаемые товары, работы, услуги не были связаны ни с одной из чрезвычайных ситуаций, но сегодня настал момент истины. «К нам поступают обращения от правоохранительных органов на предмет проверки правомерности заключения того или иного государственного контракта с единственным поставщиком, — рассказала представитель ФАС. — Обращаю внимание заказчиков на то, что лучше провести конкурентную закупку, чем потом в правоохранительных органах объяснять причину, почему выбрали конкретного поставщика. Даже при наличии законных оснований все равно можно найти изъяны в правоспособности того или иного участника. Это то, над чем мы сегодня работаем, и то, что находится под особым вниманием правоохранителей».

Единая практика ФАС

Еще одно из важных направлений, над которым сейчас работает центральный аппарат ФАС, — это приведение к единообразию практики управлений ФАС во всех субъектах РФ. «Для этих целей мы ежеквартально собираем наши территориальные органы на видеоконференции, где обсуждаем правоприменительную практику. Примерно также, раз в квартал, мы выезжаем в субъекты РФ и проводим мероприятия, на которых также рассматриваем возникающие вопросы», — рассказала Горбачева.

Если же, по мнению заказчика, территориальный орган ФАС принял решение, противоречащее позиции центрального аппарата, то заказчик должен об этом заявить на комиссии и представить соответствующее решение центрального аппарата. «Это, как правило, действует. Если не сработало, то нужно написать жалобу в центральный аппарат, приложить свои пояснения относительно того, что было непосредственно в рамках рассмотрения жалобы УФАС. Мы такую жалобу рассмотрим и дадим оценку правомерности действий территориального органа», — рекомендовала в завершение своего выступления Горбачева.

О. В. Изутова

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено