Финконтроль должен повышать эффективность института публичной власти

В июле текущего года Счетной палате Республики Татарстан исполняется 20 лет со дня образования. О становлении института внешнего государственного финансового контроля в Татарстане, о перспективах его развития журналу «Финконтроль» рассказал председатель Счетной палаты Республики Татарстан Алексей Иванович Демидов.

— Алексей Иванович, в текущем году Счетной палате Республики Татарстан исполнилось 20 лет и ровно столько же прошло со дня назначения вас руководителем данного органа внешнего государственного финансового контроля. Насколько сложно было создавать систему внешнего госфинконтроля? Откуда черпали вдохновение и знания? Какими принципами руководствовались в своей работе?

— Каждая работа — это приложение сил, а порой и усилий, целеустремленность и ответственность. И хотя в 2004 году институт внешнего государственного финансового контроля новым не был — контрольно-счетными органами уже наработан существенный массив знаний и опыта, — организация системы внешнего госфинконтроля в республике была делом, требующим максимальной сосредоточенности. Что касается вдохновения, то с первых дней и до сих пор я черпаю его в людях. На этапе становления нашего органа это, конечно, председатель Счетной палаты РФ Сергей Вадимович Степашин, его команда — в частности, Николай Сергеевич Столяров, заместитель руководителя аппарата Счетной палаты, ответственный секретарь Ассоциации контрольно-счетных органов России, с которыми и по сей день мы сохраняем теплые, дружеские отношения. С большой признательностью и удовольствием говорю о коллегах — руководителях контрольно-счетных органов субъектов России, которые с радушием приняли меня в профессиональное сообщество, делились опытом, поддерживали советом.

Ответ на вопрос о принципах сложный и одновременно простой. Более чем пятидесятилетний трудовой стаж позволяет мне сформулировать их так — служение Отечеству, личная дисциплина, умение слушать и слышать. На каждом месте работы исключений из этих правил для меня нет.

— 20 лет — период, когда можно уверенно говорить о достигнутом. Что удалось сделать в плане развития внешнего финконтроля, становления Счетной палаты за эти годы?

— Следуя заветам А. П. Чехова, постараюсь говорить кратко о том, о чем можно говорить долго. Залогом действенности, а значит, и достижений органа финансового контроля считаю его гармоничную (эффективную) интеграцию в систему государственного управления. Это в первую очередь профессиональный авторитет, формируемый благодаря прикладному характеру выводов, предложений и рекомендаций, то есть таким результатам аудита, которые востребованы в практической деятельности органов власти, а также обращению к вопросам, имеющим существенное значение в социально-экономическом развитии региона. Приведу несколько примеров. По нашей инициативе организована системная работа органов власти по сокращению количества невостребованных объектов государственной и муниципальной собственности, по обеспечению бесперебойного функционирования высокотехнологичного медицинского оборудования, по пресечению работы несанкционированных карьеров. Важнейшим результатом является также вовлеченность Счетной палаты в реализацию государственной антикоррупционной политики.

Но в качестве основного достижения прошедших лет считаю сформированный надежный коллектив профессионалов, ценность которых с годами, определяющими знания и опыт, постоянно растет. 

Значимой считаю состоявшуюся трансформацию классического финансового контролера, проверяющего освоение средств и фиксирующего замечания, в государственного аудитора, способного оценивать конечный результат, формировать рекомендации по повышению эффективности управления.

На сегодняшний день, считаю, в республике сформирована действенная система органов внешнего финансового контроля. Создан совет, в который вошли все муниципальные контрольно-счетные палаты. На протяжении уже 17 лет мы активно сотрудничаем, проводим совместные мероприятия, оказываем помощь, правовое содействие. Одним словом, сложился коллектив единомышленников с активной профессиональной позицией.

— А каким вы видите финконтроль в ближайшей перспективе?

— И в ближайшей, и в долгосрочной перспективе — приносящим результат эффективным институтом публичной власти.

Что касается системы органов финансового контроля. Учитывая, что наша деятельность имеет общность задач, нам необходимо взаимодействовать. В частности, например, полную картину законности в финансово-бюджетной сфере может дать обобщение результатов работы всех органов финансового контроля. Исключение дублирования проверок также достигается только совместными усилиями.

В Татарстане указом президента республики в 2005 году образован Межведомственный координационный совет по вопросам государственного финансового контроля. Совет является консультативно-координационным органом, созданным в целях обеспечения формирования единой системы государственного финансового контроля. Совет реализует, в частности, ряд важных задач: обобщение и анализ состояния финансово-бюджетной дисциплины, динамики и тенденций ее изменения для информирования Раиса (глава Республики Татарстан. — Прим. автора) и парламента республики, выработку согласованных подходов к определению методов выявления, квалификации и пресечения финансовых нарушений, утверждение и исполнение сводного плана деятельности (проверок и ревизий) в целях исключения дублирования при осуществлении контроля. В совете представлены, в частности, Счетная палата, Управления Федерального казначейства и Федеральной антимонопольной службы, Государственный Совет, прокуратура, Министерство внутренних дел, следственное управление Следственного комитета, Управление по вопросам антикоррупционной политики, Министерство финансов и Общественная палата Республики Татарстан.

Доступ ограничен

Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»

Подписаться Авторизоваться     

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено