Вопросы осуществления внутреннего финансового аудита
На сегодняшний день органы Федерального казначейства обладают рядом полномочий в области осуществления внутреннего финансового аудита. А именно проводят анализ осуществления ГАБС ВФА для подготовки предложений по его совершенствованию, осуществляют ВФА для оценки исполнения органами Федерального казначейства бюджетных полномочий администратора бюджетных средств, проводят аудиторские мероприятия для подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности и т. д. О том, как полномочия осуществляются на практике, рассказали Анна Юрьевна Морозова, руководитель Управления Федерального казначейства по Вологодской области, и Ольга Валентиновна Асеева, начальник отдела внутреннего контроля и аудита Управления Федерального казначейства по Вологодской области.
Нормативная база и стандарты
В настоящее время создана нормативная правовая база, позволяющая в полной мере осуществлять внутренний финансовый аудит: полномочия всех участников закреплены Бюджетным кодексом; Минфином России утверждены федеральные стандарты, покрывающие все аспекты данной деятельности. Кроме того, в 2023 году Министерство финансов РФ разработало методические рекомендации, подробно разъясняющие порядок применения федеральных стандартов, с примерами формирования документов (таблица 1).
Таблица 1. Методические рекомендации, разъясняющие порядок применения федеральных стандартов при осуществлении ВФА
1 |
Методические рекомендации по оценке бюджетных рисков и ведению реестра бюджетных рисков |
|
2 |
Методические рекомендации по составлению и утверждению плана проведения аудиторских мероприятий и принятию решений о проведении внеплановых аудиторских мероприятий |
|
3 |
Методические рекомендации по формированию, утверждению и внесению изменений в программы аудиторских мероприятий |
|
4 |
Методические рекомендации по проведению аудиторских мероприятий |
|
5 |
Методические рекомендации по проведению мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков |
|
6 |
Методические рекомендации по составлению и представлению годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита |
|
7 |
Методические рекомендации по оформлению результатов аудиторского мероприятия |
Аудит достоверности отчетности
Казначейство России является уполномоченной структурой по осуществлению функций отдельных федеральных органов государственной власти, их территориальных органов и подведомственных им федеральных казенных учреждений в части ведения бюджетного учета, составления и представления бюджетной отчетности, начисления выплат по оплате труда и иных выплат. В соответствии с федеральным стандартом уполномоченный орган осуществляет аудит отчетности ГАБС — субъектов централизованного учета (СЦУ) с учетом особенностей, зависящих от выбора вариантов организации ВФА (с образованием субъекта ВФА, передачей полномочий по осуществлению ВФА, принятием решения об упрощенном осуществлении ВФА).
Поэтому органы Федерального казначейства, помимо аудита собственной отчетности, осуществляют и аудит достоверности бюджетной отчетности субъектов централизованного учета, передавших свои полномочия по бюджетному учету. Схема взаимодействия субъекта ВФА ГАБС (в нашем случае — СЦУ, передавшего полномочия) и субъекта ВФА уполномоченного органа (в нашем случае — УФК) приведена на рисунке 1.
Рисунок 1. Схема взаимодействия субъекта ВФА ГАБС и субъекта ВФА уполномоченного органа
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»