Контроль (анализ) финансовых и хозяйственных операций хозяйственных обществ с государственным участием
Федеральный закон № 521-ФЗ закрепил за Федеральным казначейством функцию по контролю (анализу) финансовых и хозяйственных операций государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля прямого или косвенного участия Российской Федерации превышает 50%. О практике Федерального казначейства рассказали Эли Абубакарович Исаев, заместитель руководителя Федерального казначейства, заведующий кафедрой «Финансовый контроль и казначейское дело» Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук, доцент, заслуженный экономист РФ, и Андрей Викторович Никифоров, доцент кафедры «Финансовый контроль и казначейское дело» Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат юридических наук.
Правовая база
Федеральный закон № 521-ФЗ обеспечивает условия для адаптации российской экономики к условиям внешнего санкционного давления. Он в том числе направлен на расширение мер государственной поддержки экономики страны и повышение эффективности этой поддержки. Документ уточняет конкретных получателей господдержки и предъявляет требования к обоснованности рассчитываемого размера соответствующей финансовой помощи.
Необходимо отметить, что согласно части 3 обновленной статьи 166.1 Бюджетного кодекса функцию по контролю (анализу) финансовых и хозяйственных операций Федеральное казначейство осуществляет исключительно на основании поручений Президента РФ, Правительства РФ, министра финансов РФ. При этом в отличие от аудита, предусмотренного Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», эта функция Федерального казначейства не направлена на подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности организаций и не дублирует перечень видов аудиторских услуг, определенных Минфином России (приказ Минфина России № 33н). Как было отмечено в пояснительной записке к проекту Федерального закона № 521-ФЗ, Казначейство России в целях осуществления контроля (анализа) финансовых и хозяйственных операций организаций проводит в их отношении проверки по вопросам, поставленным в указанных поручениях.
Например, для того, чтобы уполномоченные государственные органы могли оценить необходимость дополнительной государственной поддержки организаций, требуется изучить их финансово-хозяйственную деятельность, в том числе в части:
а) причин увеличения административно-хозяйственных расходов;
б) расчета фонда оплаты труда сотрудников;
в) целесообразности привлечения кредитов (займов);
г) обоснованности и целесообразности финансирования проектов, в том числе реализуемых организациями, находящимися в предбанкротном состоянии.
Вместе с тем до принятия Федерального закона № 521-ФЗ Федеральное казначейство обладало в отношении организаций правом проверять соблюдение положений правовых актов, обусловливающих формирование доходов и осуществление расходов федерального бюджета при управлении и распоряжении государственным имуществом и (или) его использовании. Также Федеральное казначейство могло проверять выполнение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, а также достоверность отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из федерального бюджета). Но так как функций по проверке в целом финансово-хозяйственной деятельности организаций у Федерального казначейства не было, исполнительные органы власти РФ не имели возможности в рамках внутреннего государственного финансового контроля получить всю информацию, необходимую для обоснованного принятия решений по мерам поддержки. Благодаря закреплению указанной функции в Бюджетном кодексе данный пробел устранен.
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде.
Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»
Подписаться
Авторизоваться