Культура публичности и открытости в деятельности КСО

Деятельность контрольно-счетных органов приобретает все большее значение в сфере государственного и муниципального управления. Результаты деятельности контрольно-счетных органов помогают законодательным (представительным) и исполнительным органам власти своевременно решать задачи по достижению национальных целей, включая эффективное распоряжение государственными и муниципальными ресурсами. В связи с этим все более актуальной становится реализация КСО принципов открытости и гласности. О проблемах, связанных с развитием культурой гласности и открытости, рассказала Ольга Викторовна Ананьева, начальник сводно-аналитического отдела Контрольно-счетной палаты Волгограда.

Контрольно-счетные органы, осуществляя внешний государственный и муниципальный контроль в сфере распоряжения общественными финансами и имуществом, должны руководствоваться только общегосударственными интересами и действовать от имени общества. В связи с этим особо актуальными становятся вопросы публичности и открытости деятельности контрольно-счетных органов. Давайте рассмотрим возможные направления развития культуры публичности и открытости деятельности контрольно-счетных органов в ближайшей перспективе.

Открытость и гласность как принципы деятельности КСО

1 июля 2021 года принят Федеральный закон № 255-ФЗ, внесший изменения в Федеральный закон № 6-ФЗ. Новации затрагивают основы деятельности органов внешнего государственного и муниципального финансового контроля.

В новой редакции Закона № 6-ФЗ пять принципов деятельности контрольно-счетных органов — законности, объективности, эффективности, независимости, гласности — дополнены еще одним принципом — открытости. При этом, как и в прежней редакции документа, содержание принципов Закон № 6-ФЗ не раскрывает. Таким образом, на сегодняшний день сохраняются условия для разнообразного понимания и трактовки контрольно-счетными органами содержания принципов деятельности, включая принцип открытости.

Актуален вопрос и различий между содержанием принципа гласности, закрепленного в Законе № 6-ФЗ еще в 2011 году, и нового принципа открытости. Чтобы понять эти различия, проанализируем определения самих терминов «гласность» и «открытость».

Сегодня термин «гласность» часто используется в связке с термином открытость. Так, в различных источниках гласность определена как:

— политика максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации;

— демократический принцип, предполагающий открытость деятельности органов управления, их доступность для контроля со стороны общества;

— открытое публичное обсуждение актуальных проблем общественной и политической жизни, способ проявления политических свобод.

Как мы видим, в общеупотребительном смысле понятие гласности либо приравнено к термину открытости, либо включает его.

Доступ ограничен

Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»

Подписаться Авторизоваться     

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено