Алгоритм административного производства
Об отдельных вопросах производства по делам об административных правонарушениях рассказала Алла Петровна Ромаданова, начальник организационно-правового отдела Контрольно-счетной палаты города Сургута Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
Основания для протокола
Первый вопрос, который возникает у ревизоров в ходе проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий: какие из выявленных нарушений указывают на состав административного правонарушения и требуют составления протокола? Напомню, что поводом для возбуждения дела об административном правонарушении являются только те события, по которым у нас есть полномочия на составление протоколов и не истекли сроки давности привлечения к ответственности. Должностные лица органов муниципального финансового контроля уполномочены возбуждать дела об административных правонарушениях, составы которых перечислены в части 7 статьи 28.3 КоАП РФ.
В нашей практике возникали такие основания для оформления протоколов об административных правонарушениях, как:
— непредставление или несвоевременное представление информации и сведений, необходимых для осуществления контрольной деятельности (статья 19.7 КоАП РФ);
— невыполнение в установленный срок представления или предписания (часть 20 статьи 19.5 КоАП РФ);
— нецелевое использование бюджетных средств (статья 15.14 КоАП РФ);
— нарушение порядка формирования муниципального задания или финансового обеспечения его выполнения (статья 15.15.15 КоАП РФ);
— невыполнение муниципального задания (статья
— нарушение требований к бухгалтерскому и бюджетному учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, повлекшее искажение показателей этой отчетности (статьи 15.11, 15.15.6 КоАП РФ).
Уполномоченные на составление протокола
Второй вопрос: какие должностные лица имеют полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях? Если составы административных правонарушений, по которым мы составляем протоколы, идентичны для всех органов муниципального финансового контроля, то перечень должностных лиц, наделенных такими полномочиями, в разных регионах может быть различным. Такой перечень устанавливается законом субъекта РФ (часть 7 статьи 28.3 КоАП РФ). Например, в нашем автономном округе правом на составление протоколов наделены все должностные лица, уполномоченные на проведение мероприятий по муниципальному финансовому контролю (часть 3 статьи 48 Закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры №
Для подтверждения права должностных лиц на составление протоколов в составе материалов административного дела мы направляем в суд заверенные копии, в том числе таких документов, как:
— приказ о проведении планового контрольного или экспертно-аналитического мероприятия, в котором указан состав участников, уполномоченных на его проведение;
— решение Думы города о назначении на должность председателя Контрольно-счетной палаты города;
— распоряжение о приеме на работу соответствующего должностного лица.
В сопроводительном письме дополнительно даем ссылки на нормы КоАП РФ, а также закона автономного округа, на основании которых установлены полномочия наших должностных лиц по составлению протоколов. Кроме того, указываем обоснования подсудности — почему мы направляем протокол об административном правонарушении для рассмотрения мировому судье или в районный суд.
Срок привлечения к ответственности
Третий вопрос: как определять срок давности, в пределах которого мы составляем протокол о привлечении к административной ответственности? По общему правилу срок исчисляется со дня совершения административного правонарушения (часть 1.1 статьи 4.5 КоАП РФ). Если оно выражается в форме бездействия, то с последнего дня периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
При длящемся правонарушении сроки начинаем исчислять со дня его обнаружения. Однако в нашей практике в отношении абсолютно идентичных событий в судебном порядке по-разному определялось начало сроков давности привлечения к административной ответственности. Такие случаи у нас были при рассмотрении дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 15.15.15 КоАП РФ, — нарушение порядка формирования муниципального задания. А именно, в части сроков размещения информации об утвержденном муниципальном задании на официальном сайте bus.gov.ru в установленном порядке.
Срок для размещения сведений установлен приказом Минфина России № 86н — в течение пяти рабочих дней со дня подписания документа. Следовательно, муниципальное задание, утвержденное 1 октября, должно быть размещено на официальном сайте не позднее 5 октября (в течение пяти рабочих дней). И если оно размещается 1 декабря, то это нарушение установленного порядка. Так вот в одном случае суд определил датой начала течения срока давности дату фактического исполнения обязанности по размещению сведений на официальном сайте, то есть 1 декабря, и установил виновность должностного лица. А во втором случае — дату, когда эта обязанность должна была быть исполнена согласно установленным требованиям, то есть 5 октября. Производство по делу было прекращено за истечением срока давности привлечения к ответственности.
Определение виновного
Четвертый вопрос касается установления должностного лица, виновного в совершении правонарушения. Исходя из определения статьи 2.4 КоАП РФ и правовой позиции Верховного суда РФ, это лицо, обладающее организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, его ответственность возникает в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением служебных обязанностей. Под должностными лицами следует понимать руководителей и других работников организации (постановление Верховного суда РФ от 5 августа 2024 года № 67-АД24-6-К8).
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»