Как изменить условия контракта и не получить претензию от контролера?
По общему правилу условия государственного или муниципального контракта после его подписания должны оставаться неизменными. Однако на практике объективные экономические условия могут складываться так, что контракт попросту невозможно исполнить без корректировки первоначальных условий. И в январе 2025 года вступили в силу поправки в законодательство о контрактной системе, расширяющие пространство для обоснованного изменения подписанных условий. Но для того, чтобы не получить обвинения в злоупотреблениях, заказчику необходимо помнить о целом ряде нюансов. О них и пойдет речь в статье Дмитрия Александровича Казанцева, члена Совета ТПП РФ по развитию закупок, к. ю. н.
Изменение условий поставки или подряда для обычного, коммерческого заказчика — нормальная хозяйственная практика. Могут измениться его собственные потребности, возможности поставщика, погодные условия, наконец, рыночные цены. При выполнении строительных работ могут выясниться подробности, о которых ни заказчик, ни подрядчик не знали и не могли знать при заключении контракта. В таком случае стороны обсуждают, согласовывают и подписывают дополнительное соглашение к уже имеющемуся договору.
И уже эта нормальная хозяйственная практика демонстрирует три важнейших принципа изменения договорных условий. Во-первых, такие изменения всегда производятся только на основании согласия всех сторон договора. Во-вторых, факт этого согласия оформляется в письменной форме. Не обязательно на бумажном носителе, но, как правило, именно в виде дополнительного соглашения к договору. В-третьих, и это главное, любые корректировки должны быть обоснованными. Причем необходимо подчеркнуть, что основанием для корректировки договора является не произвольное желание одной из сторон, а необходимость исполнения договорных условий.
Изменение условий договора можно считать объективной необходимостью тогда, когда без таких изменений договор просто не может быть исполнен.
Вопрос изменения условий договора (контракта) в рамках контрактной системы очень специфичный. Неизменность условий государственных и муниципальных контрактов в течение всего срока их действия является базовой нормой для любого заказчика. Иными словами, даже при наличии объективной необходимости заказчик не вправе изменять контрактные условия в том случае, когда Закон №
Принято считать, что такое правило контрактной системы призвано защитить интересы бюджета и сохранить бюджетные средства, исключив факт их необоснованного расходования. Практики могут самостоятельно оценить, в какой мере данный посыл является реалистичным. В любом случае по мере развития контрактной системы даже она стала обогащаться нормами, согласно которым корректировка контракта в отдельных случаях все же допустима.
В самом тексте Закона №
— универсальные разрешения;
— разрешения для отдельных видов закупок;
— разрешение по спецнорме.
Но во всех этих случаях заказчику нужно помнить о базовых правилах. А именно: заказчик должен обосновать изменение контракта, подписать дополнительное соглашение с поставщиком, размесить в ЕИС дополнительное соглашение в том же прядке, что и сам контракт. Иногда к этим базовым правилам добавляются процедурные требования, о которых будет сказано ниже.
Любые корректировки контракта, предусматривающие увеличение его цены, допускаются лишь в том случае, если заказчик не выходит за пределы доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Универсальные разрешения
Универсальные разрешения характеризуются тем, что при наличии хотя бы одной из предусмотренных законом ситуаций любой заказчик может изменить нормы уже подписанного контракта, не прибегая для этого к дополнительным закупочным процедурам. Предмет контракта при этом роли не играет. Перечень подобных ситуаций строго ограниченный. Прежде всего заказчик может подписать допсоглашение к контракту при снижении цены без изменения объема поставки и иных условий контракта.
Заказчик может инициировать увеличение или уменьшение объема поставки товара, выполняемой работы или оказываемой услуги, но не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение цены контракта пропорционально дополнительному объему поставки. Цена единицы товара в этом случае должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара. Можно пересмотреть срок исполнения отдельного этапа без изменения общего срока исполнения контракта.
И наконец, цену контракта можно пересмотреть в случае изменения регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги. Разумеется, такой пересмотр будет обоснованным лишь в том случае, если заказчик сможет сам или по инициативе поставщика доказать влияние регулируемых тарифов на цену контракта. Ведь регулируемые тарифы могут влиять на цену контракта даже тогда, когда предметом поставки не является та продукция, цены на которую подлежат государственному регулированию. В любом случае подобные расчеты стоит зафиксировать в письменном виде. Кроме того, целесообразно приложить их к дополнительному соглашению. Конечно, включение расчетов в основной текст соглашения не вполне соответствует современной юридической технике, а вот включить их в допсоглашение в качестве приложения представляется более чем уместным.
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»