Роль Счетной палаты в государственном управлении
В пресс-центре ТАСС прошла пленарная сессия научно-практической конференции Финансового университета при Правительстве РФ на тему «Внешний аудит как инструмент повышения эффективности государственного управления». Представители парламента, государственных органов и академического сообщества обсудили вопросы госуправления, роль государственного финансового контроля и аудита в развитии страны, подготовку профильных специалистов в области государственного финансового контроля и аудита.
Внешний аудит в условиях повышенных требований к качеству государственных услуг приобретает все более важное значение в оценке деятельности государственных органов. Внешний аудит позволяет не только провести независимую проверку работы госорганов, но и выявить проблемные области и сформировать предложения по их решению. Это главная мысль, которую озвучили спикеры сессии.
О кадровом вопросе
Как отметил Станислав Прокофьев, ректор Финансового университета при Правительстве РФ, сегодня можно выделить три ключевые тенденции, напрямую связанные с внешним аудитом, деятельностью Счетной палаты, которые прямо влияют на качество государственного управления. Первая — комплексный характер государственного аудита, означающий всесторонний охват различных аспектов деятельности органов власти по управлению вверенными им общественными ресурсами.
«В результате консолидации деятельности Счетной палаты, Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, Федерального казначейства и других органов власти была создана и успешно внедрена комплексная система государственного аудита в нашей стране», — подчеркнул Прокофьев. По его мнению, ключевым достижением такого подхода явилось то, что количество случаев нарушения, за которое предусмотрено вплоть до уголовного наказания — нецелевое использование бюджетных средств, — кратно уменьшилось.
Вторая тенденция — цифровизация. И здесь речь идет не только о сфере государственного управления, но и о сфере государственного финансового контроля и аудита. «Здесь я бы отметил те усилия, которые прилагают Счетная палата, Минфин России и Федерального казначейство по консолидации информационных ресурсов», — указал ректор Финуниверситета.
Важным этапом в развитии цифровизации государственного финансового аудита стало формирование единого информационного ресурса, где собираются и систематизируются данные аудиторских проверок. Как считает спикер, это позволило исключить параллелизм контрольных мероприятий, сделать проверки более комплексными и системными. Синхронизация классификаторов нарушений, которая также осуществлена совместными усилиями Счетной палаты и Федерального казначейства, позволила более четко систематизировать нарушения. И главное, что позволила цифровизация, — перейти от борьбы с последствиями нецелевого расходования государственных средств к выявлению и устранению причин таких нарушений.
Говоря в целом о будущем цифровизации, он отметил инкорпорирование цифровизации в новые инструменты исполнения бюджета — казначейское сопровождение и обеспечение, что позволит существенного снизить риски неэффективного использования бюджета. Одним из таких инструментов может стать механизм цифровых валют: именно они являются проводником технологий и лучших практик государственного финансового контроля и аудита.
Третье направление — Счетная палата оказывает огромное влияние на формирование именно кадрового потенциала: контролеров, аудиторов и т. д.
«Для решения кадровых вопросов в Финуниверситете создана базовая кафедра „Счетная палата Российской Федерации. Государственный аудит“ под руководством Галины Изотовой, — рассказал ректор Финуниверситета. — И сегодня у нас готовят не просто аудиторов, а специалистов-аналитиков, способных критически мыслить и работать с большими массивами данных. Здесь реализованы новые подходы к формированию нового облика контролера. Контролер сегодня — это не просто ревизор, а системно мыслящий аналитик, который умеет пользоваться современным инструментарием для анализа, работы с большими данными, которому доступны технологии VR и AR». Все это, по словам спикера, дает возможность существенно разгрузить ревизоров от рутинной работы с документами и сконцентрировать их усилия на поисках и устранении причин, которые приводят к тем или иным нарушениям.
Цифровой аудитор
За свою
Так, в плане Счетной палаты на 2025 год более 100 мероприятий определены как задачи, поставленные Президентом РФ и парламентом. «Мы проводим аудит реализации национальных проектов за прошедшие шесть лет, о результатах которого будем докладывать президенту в апреле-мае текущего года, — рассказала Галина Изотова. — Итоги этой важной работы лягут в основу предложений по совершенствованию управления новыми национальными проектами».
Не ушла из поля зрения спикера и тема цифровизации. Счетная палата сегодня уже частично реализовала проект по созданию цифрового аудитора. Галина Изотова также считает, что спектр компетенций современного аудитора значительно расширяется. Цифровой аудитор — один из новейших механизмов, который Счетная палата планирует разработать и внедрить за предстоящий шестилетний период.
Роман Артюхин, руководитель Федерального казначейства, считает, что от того, как гармонизирован внешний и внутренний контроль, как ведомства — Минфин России, Федеральное казначейство, Счетная палата — взаимодействуют и понимают друг друга в целом, зависит эффективность аудита и государственного управления. Спикер уверен, что успешное взаимодействие со Счетной палатой позволит более эффективно использовать ресурсы, выявлять и устранять нарушения. По словам Артюхина, для казначейства отчет Счетной палаты об исполнении бюджета, выводы аудиторов являются настольной книгой и картой рисков, с помощью которых ведомство видит проблемные области в сфере публичных финансов.
Непрерывный контроль
Алексей Лавров, заместитель министра финансов РФ, отметил, что контроль, как часть системы управления, подвержен радикальным изменениям. «Надо исходить из того, что изменение управления самого объекта контроля становится намного сложнее, чем раньше, — отметил заместитель министра. — В Российской Федерации реализована наиболее эффективная, прозрачная и хорошо продуманная система программно-целевого управления. Раз у нас поменялась система управления, то и система внешнего и внутреннего контроля, аудита должна адаптироваться и задавать новые условия». И сегодня это наглядно происходит. Популярная фраза классика «К нам едет ревизор» потеряла свою актуальность. «Мы видим, что контроль из дискретного становится постоянным, непрерывным и является основной частью общего процесса управления. Уже нет необходимости в его формальном делении на предварительный и последующий. Есть встроенный в каждый этап принятия любого управленческого решения контроль. Это значит, что мы постоянно находимся в контрольной среде, которая должна не мешать, а помогать деятельности объектов контроля», — сказал заместитель министра. По его словам, незачем проверять, в том числе с выездными мероприятиями, тех, у кого рисков нет. А почему нет рисков? Потому что система внутреннего финансового контроля прозрачна и надежна. Проверять надо тех, у кого такие риски существуют.
«Активное взаимодействие со Счетной палатой должно происходить не только на этапе обсуждения результатов контрольного мероприятия, аудита, напротив, оно должно быть постоянным процессом, который начинается еще на этапе планирования», — считает Полина Крючкова, заместитель министра экономического развития РФ. По ее словам, такой подход способствует повышению качества работы государственной сферы. Чем теснее сотрудничество между различными государственными структурами, тем более эффективными и продуктивными становятся их действия. Этот подход позволяет избежать многих проблем и ошибок, которые могут возникнуть в процессе реализации государственных программ. Благодаря совместным усилиям удается более точно определить приоритеты, распределить ресурсы и разработать меры, направленные на достижение поставленных целей.
О. В. Изутова