Анализ клиентоцентричности муниципальных закупок
Как можно определить степень клиентоцентричности целей и результатов закупок, рассказала Юлия Викторовна Томилко, начальник отдела аудита закупок Контрольно-счетной палаты города Краснодара.
Клиентоцентричность государства предполагает постоянное совершенствование качества, доступности и эффективности государственных (муниципальных) услуг. Этот принцип государственного и муниципального управления ориентирован в первую очередь на потребности и интересы людей. Для его реализации требуется перенастройка подходов к взаимодействию органов власти, местного самоуправления и граждан. Клиентоцентричность требует существенного изменения методов принятия решений. Это означает, что государственные и муниципальные органы должны учитывать мнение граждан: проводить опросы, организовывать публичные обсуждения и активно вовлекать население в процесс разработки и реализации социальных программ. Такой подход помогает не только лучше понять проблемы и потребности жителей и повысить степень их вовлеченности в решение этих проблем, но и добиться более эффективного использования средств бюджета.
Для достижения такого эффекта формирование показателей муниципальных программ, а затем и планирование закупок должно отражать конечные социально значимые эффекты в контексте жизненных ситуаций потребителей муниципальных услуг на основе принципов клиентоцентричности.
Указом Президента РФ № 309 установлены целевые показатели и задачи, выполнение которых характеризует достижение национальной цели «Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей»:
— снижение суммарной продолжительности временной нетрудоспособности граждан на основе формирования здорового образа жизни, создания условий для привлечения граждан к систематическим занятиям спортом;
— повышение к 2030 году уровня удовлетворенности граждан условиями для занятий физической культурой и спортом.
В соответствии с указом Президента РФ № 1014 удовлетворенность граждан условиями для занятий физической культурой и спортом входит в перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц исполнительных органов субъектов РФ, что подчеркивает важность этих задач.
Расходы на муниципальные закупки (на примере Краснодара и других региональных центров), как правило, составляют более 50% от всех расходов бюджета. Поэтому клиентоцентричность средств, потраченных на удовлетворение муниципальных нужд, особенно важна.
Аудит закупок, согласно законам №
Выводы аудита закупок
Контрольно-счетная палата Краснодара в 2024 году провела обследование законности, целесообразности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки Департамента по физической культуре и спорту городской администрации (далее — Департамент по физической культуре) и подведомственных ему учреждений за период 2023 года и девять месяцев 2024 года. Мероприятие проведено в соответствии с Методическими указаниями по проведению аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг, утвержденными коллегией Счетной палаты РФ.
Департамент по физической культуре имеет 14 подведомственных учреждений, одно казенное и 13 бюджетных, которые проводили закупки в соответствии с Законом №
Совокупный годовой объем закупок Департамента по физической культуре и подведомственных ему учреждений в 2023 году составил 335, 4 миллиона рублей, в 2024 году — 357, 7 миллиона рублей. При этом доля контрактов, заключенных по результатам конкурентных процедур, составила в 2023 году 35,2%, за девять месяцев 2024 года — 35,1%. Объем экономии по закупкам Департамента по физической культуре и подведомственных ему учреждений составил в 2023 году 46,4 миллиона рублей (11,9% от Н(М)ЦК), за девять месяцев 2024 года — 31,4 миллиона рублей (11,8% от Н(М)ЦК).
Все контрактные управляющие и работники контрактных служб имеют дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Однако сохраняется тенденция текучести кадров, за год уволились 16 контрактных управляющих и членов комиссий по осуществлению закупок.
Нарушений порядка проведения ведомственного контроля в сфере закупок не установлено. Вместе с тем заказчики, подведомственные Департаменту по физической культуре допускали типовые для всех заказчиков Краснодара нарушения законодательства о закупках:
— ненаправление, а также несвоевременное направление информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра контрактов (41 нарушение);
— неприменение антидемпинговых мер (три нарушения).
Установлены неоднократные случаи нарушения сроков оплаты выполненных работ, принятых товаров и оказанных услуг по 11 контрактам, что содержит признаки административного правонарушения по статье 7.32.5 КоАП РФ. Кроме того, Контрольно-счетная палата провела осмотры шести из 11 спортивных площадок, обустроенных (отремонтированных) МКУ «Дирекция спортивных объектов» в
Системной проблемой в Краснодаре является размещение объектов на земельных участках с подземными коммуникациями, что приводит к недостижению планируемых объемов закупок и частичному уничтожению результатов выполненных работ. Также выявлена недоработка проектно-сметной документации, в результате которой необходимо было устранять травмоопасность на спортивной площадке. Дополнительные работы проведены за счет бюджета. Таким образом, контроль, осуществляемый заказчиком за реализацией проектов по обустройству (ремонту) спортивных площадок, является недостаточным.
В исследуемом периоде Департамент по физической культуре не принял меры для повышения результативности обеспечения муниципальных нужд. Так, с 2019 года не реализовывалась ПСД на капитальный ремонт МБУ «Дворец спорта „Олимп“». Затраты местного бюджета на ее изготовление составили 1,1 миллиона рублей. Департамент не заявлял о потребности в финансовых средствах на капитальный ремонт, бюджетные ассигнования не предусматривались. В настоящее время ПСД не востребована и не актуальна. По итогам мероприятия Контрольно-счетная палата рекомендовала Департаменту по физической культуре рассмотреть наиболее часто выявляемые нарушения и недостатки и устранить причины их возникновения.
Анкетирование граждан
Для обеспечения клиентоцентричности расходов на закупки проведено анкетирование жителей Краснодара по вопросу удовлетворенности спортивными площадками, обустроенными и отремонтированными в
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»