Организация претензионно-исковой работы при ненадлежащем исполнении контрактов
Заключение тех или иных видов договоров для обеспечения нужд учреждения, которое имеет сложную структурную организацию деятельности, затрагивает различные структурные подразделения. В этом случае претензионно-исковая работа (ПИР) может стать сложной задачей. Как эффективно организовать ПИР, на примере государственных организаций высшего образования рассказала эксперт Нонна Грантовна Айрапетян.
Госконтракты имеют особенности регулирования, так как на них распространяются как специальные нормы в виде Закона №
Претензия
Слово «претензия» в переводе с латинского дословно означает «требование». Согласно словарю разновидностей современной управленческой документации претензионное письмо — это «деловое письмо, содержащее заявление об обнаружении несоответствия выполненных работ, услуг условиям договора». В юридической литературе претензия — это требование, которое адресовано кредитором к должнику об исполнении договорного обязательства. В связи с чем в основе предъявления претензии или требования лежит нарушение одной из сторон какого-либо договорного обязательства.
Любая образовательная организация высшего профессионального образования может заключать различные виды договоров, которые связаны как с предоставлением платных образовательных услуг договором на целевое обучение, так и с заключением иных гражданско-правовых договоров и государственных и/или муниципальных контрактов, необходимых для обеспечения деятельности учреждения. Ведущее место среди несудебных (частноправовых) способов защиты прав и законных интересов любого лица независимо от формы его образования занимает претензионный (досудебный) порядок урегулирования различных споров. Поэтому каждой организации необходимо осуществить контроль стадий исполнения госконтрактов и гражданско-правовых договоров с целью своевременного выявления и оперативного реагирования на нарушение контрагентом договорных обязательств и оформления/направления писем-требований и/или претензий в сторону контрагента.
Высшее учебное заведение представляет собой сложную структурную организацию, при которой заключение тех или иных видов договоров для обеспечения нужд образовательного учреждения может затрагивать различные структурные подразделения. Эти подразделения могут не быть в прямом или косвенном подчинении одного руководителя, а подчиняться различным руководителям верхнего уровня. Руководители и работники различных структурных подразделений не могут обеспечить надлежащее взаимодействие в рамках работы по дебиторской и кредиторской задолженности. Поэтому в высших учебных заведениях необходима разработка и принятие положения о порядке ведения ПИР, а также положения о ведении ПИР в рамках исполнения контрактов с указанием в должностных инструкциях обязанностей работников, не входящих непосредственно в правовой департамент или правовой отдел, при ведении ПИР, в том числе обязанностей по мониторингу и контролю исполнения контрактов.
В крупных учреждениях для ведения ПИР, как правило, создается обособленное структурное подразделение (департамент, служба, отдел или отделение). В небольших, которые не располагают необходимыми финансовыми ресурсами для создания такого структурного подразделения, или когда объем закупок и задач незначительный, претензионную работу (ПР) ведет бухгалтерия. Но даже когда ПР или ПИР ведется в обособленном структурном подразделении, оформление претензии невозможно без участия бухгалтера, так как у него имеется информация о наличии дебиторской или кредиторской задолженности.
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»