Пилотный рейтинг КСО: Счетная палата оценила эффективность финансового контроля в регионах


Счетная палата РФ при поддержке Совета Федерации реализовала пилотный проект по рейтингованию деятельности 20 контрольно-счетных органов субъектов РФ. Результаты рейтинга были объявлены на пресс-конференции, прошедшей в ТАСС. В тройку лидеров вошли КСО Воронежской, Ульяновской областей и Алтайского края.

Цели и результаты

Как отметил руководитель аппарата Счетной палаты Ильнар Мирсияпов, за свою 30-летнюю историю ведомство предпринимало не одну попытку выстроить единую сквозную систему аудитов. Этот вопрос неоднократно обсуждался и осмысливался на разных этапах развития Счетной палаты. Однако именно с приходом нового председателя Бориса Ковальчука в мае 2024 года было принято решение существенно усилить данное направление работы.

Очевидно, что в современных условиях, когда требуется жесткий контроль за бюджетными расходами и четкое исполнение поставленных задач, в том числе президентом, стране крайне важно обеспечить эффективное взаимодействие между высшим органом внешнего государственного аудита — Счетной палатой и КСП субъектов РФ.

По поручению Совета Федерации — активизировать взаимодействие с КСО регионов — Счетная палата приняла решение реализовать пилотный проект, целью которого стала оценка уровня развития и потенциала внешнего государственного финансового контроля в субъектах РФ как обязательного института государственного управления. «Было отобрано 20 прогрессивных регионов, готовых активно участвовать в этой работе», — рассказал руководитель аппарата Счетной палаты. По его словам, пилотный проект по рейтингованию региональных КСО поддержали как в Государственной Думе, так и в Совете Федерации.

По словам спикера, особую актуальность эта инициатива приобретает в свете запуска новых национальных проектов на период с 2025 по 2030 год. «На реализацию нацпроектов выделяются колоссальные средства — только на 2025 год предусмотрено около 6 триллионов рублей, большая часть которых будет передана регионам. Поэтому необходим особый контроль за эффективностью расходования средств и достижением запланированных результатов», — считает Ильнар Мирсияпов.

В рамках новой инициативы Счетная палата тщательно проанализировала работу КСО регионов, выявила лучшие практики и определила точки роста для каждого региона, а также поставила задачу по созданию системы стимулов для повышения эффективности внешнего государственного финансового контроля.

Для пилотного проекта была разработана специальная методология оценки, включающая 37 ключевых показателей, сгруппированных в три основных блока:

— качество контроля и проведения контрольных мероприятий;

— востребованность результатов деятельности КСО;

— результативность деятельности.

Внутри блока «качество контроля» акцент сделан на такие ключевые аспекты, как методология, кадровое обеспечение и уровень цифровизации процессов.

Оценивались показатели по балльной системе с максимальным значением в 350 баллов.

Оценка деятельности осуществлялась за 2024 год. Как рассказал спикер, команда Счетной палаты, в состав которой входили представители восьми департаментов, проанализировала почти 4,8 тысячи документов по основным направлениям оценки. «Эта масштабная работа позволила нам определить области, где возможен продуктивный обмен опытом и ценными наработками между Счетной палатой и контрольно-счетными органами других субъектов», — считает Мирсияпов.

В 2024 году Счетная палата инициировала масштабную программу цифровой трансформации, которая позволяет динамично развиваться. В условиях постоянного роста объема обрабатываемой информации — как в цифровом, так и в документальном виде — критически важно развивать современные инструменты анализа данных, в том числе с применением технологий искусственного интеллекта. По словам спикера, Счетная палата планирует за два года достичь больших результатов по уровню цифровизации своей деятельности.

Делиться опытом и лучшими практиками с региональными КСО ведомство планирует через Совет КСО при Счетной палате. «Наша конечная цель — повысить качество и результативность работы контрольно-счетных органов, создать эффективную систему мотивации и наработать аналитические инструменты, обеспечивающие максимальную эффективность и прозрачность деятельности», — подчеркнул Мирсияпов.

Методология оценки

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин считает пилотный проект по рейтингованию КСО субъектов РФ новаторским и смелым решением. «Изначально у меня были определенные опасения относительно того, что при формировании системы показателей мы можем оказаться в ловушке количественных метрик и вернуться к палочной системе: сколько объектов проверили, сколько нарушений выявили. Однако представленная методология оценки и итоги пилотного проекта подтвердили преобладание качественных показателей над количественными», — подчеркнул Рябухин. Также, по мнению спикера, главная задача высшего органа государственного аудита (контроля) — создать эффективную систему бюджетного планирования, чтобы получать конечный результат на уровне государственных программ и национальных проектов. Он также считает, что сегодня крайне важно обеспечить эффективное использование каждого рубля для достижения поставленных президентом целей и успешной реализации национальных проектов и государственных программ. «По моим оценкам, совокупная стоимость реализации национальных проектов с учетом инфляции составит порядка 50 триллионов рублей. На текущий год уже предусмотрено финансирование в размере 6 триллионов рублей, — подчеркнул Рябухин. — В этих условиях особую значимость приобретает координация усилий КСО на федеральном, региональном и муниципальном уровнях — именно синергетический эффект от такой совместной работы определит успех».

Он также добавил, что с первых шагов, от замысла пилотного проекта и до его реализации, у Счетной палаты и Совета Федерации сложилось конструктивное взаимодействие.

Роль Счетной палаты

В своем выступлении первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по контролю Дмитрий Ламейкин отметил, что проект по рейтингованию является логическим завершением очередного этапа трансформации Счетной палаты.

По словам депутата, за последние годы удалось наладить эффективное сотрудничество между профильными комитетами Государственной Думы и профильными аудиторами Счетной палаты. Такая тесная и оперативная координация оказывает положительное влияние на все аспекты деятельности — от парламентского контроля до законотворческой работы.

Сегодня Счетная палата выступает мощным аналитическим центром, который не просто генерирует тысячи рекомендаций, но и систематизирует их по направлениям для комитетов, министерств и ведомств. За последние два года удалось преобразовать массив разрозненной информации в структурированную систему, удобную для практического применения.

«Значительное внимание уделяется законодательному блоку. Сейчас Счетная палата готовит заключения по всем ключевым, особенно финансовым, законопроектам. Эти заключения становятся общедоступными — публикуются в интернете и служат рабочим инструментом как для профильных комитетов, так и для широкой общественности», — рассказал Дмитрий Ламейкин.

Также спикер подчеркнул необходимость распространения успешного опыта федерального центра на региональный уровень. Он отметил важность обратной связи из регионов — как в плане статистических показателей, так и в части практического применения законодательных норм и рекомендаций, формируемых КСО.

В заключение Ломейкин выражает уверенность в дальнейшем развитии единой системы контроля и анализа. По его мнению, сегодняшний этап — лишь очередная ступень в поступательном движении к более эффективному государственному управлению.

Доступ ограничен

Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»

Подписаться Авторизоваться     

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено