Актуальные аспекты контроля деятельности судостроителей

В 2024–2025 годах сотрудники Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу провели плановые и внеплановые контрольные мероприятия в отношении судостроителей. Были исследованы отдельные направления деятельности крупнейших предприятий Архангельской области, осуществляющих выполнение судостроительных работ по государственному оборонному заказу и в стратегически важных направлениях гражданского судостроения, таких как развитие потенциала атомного ледокольного флота. Об алгоритмах проведения проверок и результатах в статье Кокшарова Василия Федоровича, начальника контрольно-ревизионного отдела в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

Формат

Особенностью контрольных мероприятий в отношении судостроительных предприятий стал их формат. Фактически были применены два метода — анализ (аудит) деятельности организаций и обследование конкретных процессов как в прошедшем периоде, так и в настоящем моменте с прогнозом дальнейшего развития. Контролерам-ревизорам необходимо было подтвердить или опровергнуть экономическую обоснованность субсидий и инвестиций в объекты собственности из федерального бюджета, а также проанализировать эффективность использования бюджетных средств. Для этого были изучены финансовые модели предприятий, положения о контрактации, договоры с контрагентами по выполнению судостроительных работ, расчетно-калькуляционная документация.

Цели

Сотрудники Управления Федерального казначейства должны были выявить факты избыточных затрат, включаемых как в себестоимость, так и в окончательную цену строительства морских судов различного назначения, с тем чтобы исключить их в дальнейшем. Кроме того, наши специалисты сосредоточились на  выявлении случаев необоснованного включения в финансовые модели организаций оттоков средств, предусмотренных в планируемых горизонтах для строительства объектов судостроения. Результат такой организации — оптимизация финансовой нагрузки на федеральный бюджет как в текущем, так и в плановом периоде.

Алгоритм действий

Для выявления избыточных затрат сотрудниками контрольно-ревизионных отделов управления была запрошена и получена ценовая информация от поставщиков товаров по всей цепочке кооперации и проведены встречные проверки у исполнителей услуг аутстаффинга. Важно отметить эффективность предпроверочного анализа. Например, заблаговременно до проведения одной из проверок мы запросили у объектов контроля информацию о контрактации, а на ее основе — информацию и документы у основных поставщиков, субподрядчиков и исполнителей. Это определило направления деятельности объекта контроля, на которые нужно обратить особое внимание, и оптимизировало подходы для их изучения.

С целью подтверждения сделанных проверяющими выводов в ходе контрольных мероприятий изучены и проанализированы:

— договоры с заказчиками и крупными поставщиками, подрядчиками и исполнителями;

— документы по закупочным процедурам, ставшие основаниями для определения контрагентов;

— первичная учетная, регистровая и отчетная бухгалтерская документация, сформированная по результатам совершенных и исполняемых сделок;

— материалы, связанные с осуществлением планирования и формирования ресурсно-ценовой базы для определения расчетно-калькуляционными методами стоимости возводимых объектов судостроения и выполняемых на них работ;

— документы, определяющие трудовые отношения.

Доступ ограничен

Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»

Подписаться Авторизоваться     

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено