Списание бюджетных кредитов под контролем казначейства


Федеральное казначейство выступает одним из ключевых участников процедуры списания задолженности субъектов РФ по бюджетным кредитам, обеспечивая контроль и документальное сопровождение. Как организован процесс, рассказала Лариса Валентиновна Ильиных, ведущий эксперт контрольно-ревизионного отдела в социальной сфере, сфере межбюджетных отношений и социального страхования Управления Федерального казначейства по Свердловской области.

В рамках реализации поручения Президента РФ, обозначенного в Послании Федеральному Собранию в феврале 2024 года, в России внедряется новая система поддержки субъектов Федерации. Для оптимизации долговой нагрузки регионов в соответствии с поручением президента страны применяется списание двух третей задолженности регионов по бюджетным кредитам. Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2025 года № 79 (далее — Постановление № 79, Правила № 79) устанавливает правила списания и направления высвобождаемых в результате списания средств. Под действие постановления не подпадают задолженности по инфраструктурным бюджетным кредитам, специальным казначейским кредитам и кредитам на пополнение остатка средств на едином счете бюджета.

Мера направлена на поддержку региональных бюджетов и предусматривает возможность списания двух третей накопленной задолженности по бюджетным кредитам при условии целевого использования высвобождаемых средств. Особое внимание уделяется эффективному расходованию освободившихся ресурсов на реализацию инфраструктурных проектов и поддержку инвестиций в регионах.

Алгоритм

Процедура списания двух третей задолженности субъекта, сложившейся по состоянию на 1 марта 2024 года по бюджетным кредитам, в соответствии с положениями Постановления № 79 разделена на следующие этапы:

1. Подготовка обращения высшего должностного лица субъекта в Минфин России о заключении единого дополнительного соглашения к действующим соглашениям о предоставлении бюджетных кредитов в срок до 1 марта 2025 года. В обращении должна содержаться информация о намерениях по направлению средств бюджета субъекта РФ, высвобождаемых в результате списания, на мероприятия по поддержке инвестиций и реализации инфраструктурных проектов.

2. Заключение в ГИИС «Электронный бюджет» единого дополнительного соглашения к действующим соглашениям о предоставлении бюджетных кредитов. В соглашении должен быть установлен новый график погашения задолженности по бюджетным кредитам, сложившейся по состоянию на 1 марта 2024 года, в том числе погашение должником одной трети задолженности по бюджетным кредитам в период с 2025 по 2036 год включительно и перенос погашения двух третей задолженности на период с 2030 по 2039 год.

3. Рассмотрение информации о намерениях ответственными федеральными органами исполнительной власти.

4. Направление высшим должностным лицом субъекта РФ в письменной форме в Министерство финансов РФ заявления с просьбой о списании двух третей задолженности по бюджетным кредитам.

5. Направление запроса Министерства финансов РФ в Федеральное казначейство о подтверждении достоверности представленных данных, указанных в заявлении о списании.

6. Контроль Федерального казначейства за использованием средств в соответствии с порядком, установленным бюджетным законодательством РФ для внутреннего государственного финансового контроля.

Что включает в себя казначейский контроль?

Контроль Федерального казначейства за использованием средств, высвободившихся в результате списания задолженности включает:

— проверку информации о включении инвестиционных проектов в рамках сферы, предусмотренной Правилами № 79, в реестр инвестиционных проектов с государственной (муниципальной) поддержкой в форме инвестиционного налогового вычета;

— проверку соответствия одобренных мероприятий отдельным кодам направлений расходов бюджета субъекта РФ;

— подтверждение достоверности представленных данных, указанных в заявлении о списании.

7. Окончательное списание задолженности на основании распоряжения Правительства РФ о списании задолженности по бюджетным кредитам, принятого по итогам рассмотрения заключения Министерства финансов РФ.

Федеральное казначейство играет ключевую роль в принятии решений о списании задолженности, так как обеспечивает комплексный контроль за целевым использованием средств и достоверностью представляемых регионами данных.

В рамках реализации президентского поручения и Постановления № 79 Федеральное казначейство проверяет достоверность предоставленных данных, указанных в заявлении высшего должностного лица субъекта РФ о списании задолженности по бюджетным кредитам. Далее ведомство осуществляет контроль за целевым использованием высвобождаемых средств и готовит заключения для принятия решений о списании задолженности.

Практика

Управление Федерального казначейства по Свердловской области в 2025 году провело обследование достоверности предоставленных данных, указанных в заявлении субъекта о списании задолженности по бюджетным кредитам. В регионе на момент заключения единого дополнительного соглашения действовали 13 соглашений о предоставлении бюджетных кредитов, заключенных с Министерством финансов РФ в период с 2010 по 2022 год. Дополнительным соглашением, заключенным в 2025 году, Свердловской области консолидирована задолженность по основному долгу по бюджетным кредитам в общей сумме 48,9 миллиарда рублей. Из них две трети от общей задолженности по бюджетным кредитам составили 32,9 миллиарда рублей. Общий объем двух третей задолженности по бюджетным кредитам, подлежащий списанию Свердловской области в 2025 году, составлял 2,6 миллиарда рублей.

Выполняя ключевое условие списания задолженности — целевое направление высвобождаемых в результате списания средств по сферам, предусмотренным Постановлением № 79, Свердловская область направила ресурсы на:

реализацию инфраструктурных проектов в сфере ЖКХ (включая проекты, направленные на замену лифтового оборудования в многоквартирных домах);

переселение граждан из аварийного жилищного фонда;

реализацию инфраструктурных проектов, направленных на обновление подвижного состава общественного транспорта общего пользования;

новые инвестиционные проекты;

финансовое обеспечение докапитализации фондов развития промышленности субъектов РФ.

При этом на финансовое обеспечение реализации мероприятий в рамках инфраструктурных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства было направлено не менее 50% общего объема, как предусмотрено условиями списания задолженности по бюджетным кредитам.

Управление взаимодействовало с Министерством финансов Свердловской области, которое отвечает за формирование заявления о списании, содержащего сведения об объеме высвобождаемых средств, фактически направленных в 2024 году на реализацию мероприятий, с подтверждением направления высвобождаемых средств в разрезе кодов расходов бюджета. Информационный обмен был организован с главными распорядителями бюджетных средств Свердловской области по всем сферам направления высвобождаемых средств: Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, Министерством инвестиций и развития, Министерством промышленности и науки, Министерством строительства и развития инфраструктуры, Министерством транспорта и дорожного хозяйства, Министерством по управлению государственным имуществом. А также с получателями бюджетных средств: Фондом технологического развития промышленности Свердловской области, акционерным обществом «Особая экономическая зона „Титановая долина“», администрациями органов местного самоуправления, государственными (муниципальными) казенными учреждениями, бюджетными учреждениями, индивидуальными предпринимателями. Таким образом, взаимодействие осуществлялось по всей цепочке получателей средств областного бюджета.

В рамках обследования особое внимание уделялось проверке достоверности предоставленной информации о целевом использовании высвобождаемых средств областного бюджета. Эффективное взаимодействие органов исполнительной власти субъекта с управлением явилось главным фактором успешного прохождения процедуры списания задолженности. Четкое соблюдение установленных требований Постановления № 79 и предоставление в срок в полном объеме органами исполнительной власти субъекта достоверной информации позволили ускорить процесс принятия положительного решения о списании кредитов Свердловской области.

В результате была списана сложившаяся по состоянию на 1 марта 2024 года задолженность Свердловской области по бюджетным кредитам в сумме 2,6 миллиарда рублей в соответствии с распоряжением Правительства РФ № 1853-р и дополнительным соглашением с Минфином России, предусматривающим изменение графика погашения задолженности по бюджетному кредиту.

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено