Дебиторская задолженность в госучреждениях: механизмы контроля, анализа и взыскания

Как госучреждениям эффективно управлять дебиторской задолженностью? Вместе с экспертом в области ВФА, сотрудником ФОИВ Антоном Сергеевичем Сушковым разбираем схемы контроля, отличия ведомственного и учредительного надзора, типичные ошибки при списании долгов и способы минимизации просроченной задолженности.

Анализ дебиторской задолженности по доходам и расходам государственным органам исполнительной власти целесообразно осуществлять комплексно, на трех уровнях, а именно: центральный аппарат учреждения, территориальные органы и подведомственные организации.

При этом центральный аппарат учреждения следует проверять с помощью плановых и внеплановых аудиторских мероприятий, руководствуясь соответствующими федеральными стандартами внутреннего финансового аудита. При проверке подведомственных учреждению территориальных органов и организаций нужно использовать полномочия учредителя, утвержденные регламентом учреждения или ведомственного контроля на основании соответствующего нормативного (локального) акта учреждения.

Различия ведомственного и учредительного контроля

Ведомственный контроль

Учредительный контроль

Осуществляется вышестоящими органами управления за деятельностью подведомственных учреждений

Осуществляется для оценки соблюдения требований нормативных (правовых) актов руководителями и сотрудниками учреждений

Цель — мониторинг финансово-хозяйственной деятельности учреждения, выявление нарушений, связанных
с незаконным использованием средств

Цель — повышение качества и эффективности деятельности учреждений

Задачи — проверка соответствия деятельности требованиям законодательства, выявление и предотвращение нарушений нормативных актов, внедрение мер по эффективному использованию материальных ресурсов

Задачи — выявление случаев нарушения
и неисполнения нормативных правовых актов, анализ и оценка эффективности результатов деятельности учреждения, должностных лиц

Предмет проверки — любые вопросы деятельности подведомственных учреждению территориальных органов и организаций, которые сочтет нужным учредитель, — законодательных ограничений нет. Например, выполнение государственного задания, исполнение бюджетной сметы, применение цен (тарифов) на платные услуги

Предмет проверки — деятельность подведомственных учреждению территориальных органов и организаций по исполнению и соблюдению нормативных правовых актов, изданных учредителем,
и обязательных требований, установленных нормативными (правовыми) актами,
не относящихся к законодательству
в определенной сфере

Порядок осуществления — проверки проводятся контрольно-ревизионным отделом органа-учредителя либо специальными уполномоченными органами в структуре учреждения по темам, утверждаемым учредителем на определенный период времени (полугодие, год). Контроль может быть плановым и внеплановым, по инициативе проверяющей структуры или по жалобам и обращениям граждан и организаций

Результат — заключение (акт) по результатам проверки, а также утверждаемый руководителем учреждения — организатора проверки план мероприятий
по устранению выявленных в ходе проверки нарушений и недостатков, разработанный субъектом проверки

При выявлении нарушений и недостатков рекомендуется разработать и утвердить план мероприятий по их устранению. Поручать это объекту проверки нецелесообразно. Часто объект проверки не заинтересован в полноценном исполнении рекомендаций, указанных субъектом проверки в заключении (акте).

При этом субъекту проверки при определении срока исполнения мероприятий рекомендуется учитывать трудовые ресурсы и возможность объекта проверки провести их своевременно и в полном объеме.

Доступ ограничен

Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»

Подписаться Авторизоваться     

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено