Учредительный контроль и система рейтингования подведомственных организаций

Подведомственные федеральным органам власти организации фактически не подпадают под контроль Минфина, Федерального казначейства и Счетной палаты. Текущие проверки учредителя ограничиваются лишь контролем за госзаданием и финансово‑хозяйственной деятельностью. Эксперт в сфере ВФА Антон Сергеевич Сушков предлагает разработать типовой реестр локальных процессов и ввести систему рейтингования. Это поможет объективно оценивать работу организаций, выявлять нарушения и принимать управленческие решения.

В настоящее время подведомственные федеральным органам государственной власти организации (ФГБУ, ФБУ, ФГАО, АНО, ФГУП), получающие в том числе средства федерального бюджета, согласно статьям 152 и 162 Бюджетного кодекса не являются участниками бюджетного процесса и получателями бюджетных средств. В связи с этим в большинстве случаев они лишены надзора со стороны контролирующих органов (Минфин России, Федеральное казначейство, Счетная палата). Учредительные же мероприятия в основном ограничиваются камеральной проверкой исполнения государственного задания и плана финансово-хозяйственной деятельности. Таким образом, эффективность деятельности организаций может быть незначительной, отчего неизбежно возрастают коррупционные риски и иные дополнительные издержки.

Разработка реестра

В целях повышения эффективности учредительного контроля за деятельностью подведомственных организаций целесообразно разработать для них и нормативно утвердить типовой реестр локальных процессов. Этот документ необходим как руководителю организации, так и рядовым сотрудникам для структурного понимания значимости своей деятельности, что в свою очередь способствует росту производительности и укреплению дисциплины.

Пример реестра локальных процессов организации

п/п

Направление деятельности

Локальные процессы

Типовые ошибки

Последствия нарушения процессов

Допущенные нарушения
в отчетном периоде,

да/нет

Ответственный сотрудник

(Ф. И. О.)

Нормативный (правовой) акт, определяющий условия исполнения процесса

1

Выполнение государственного муниципального задания

Достижение уровня выполнения государственного муниципального задания

Невыполнение государственного муниципального задания

Статья 15.15.5-1 КоАП РФ

Ф. И. О.

Статья 69.2 БК РФ, постановление Правительства РФ
№ 640

Составление и направление отчетов о выполнении государственного задания

Недостоверность отчетов о выполнении государственного задания (завышение/занижение фактических показателей)

Ф. И. О.

Финансирование затрат при выполнении государственного задания

Нарушение условий соглашения

Привлечение к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности

Ф. И. О.

Выплаты сотрудникам (переплаты) за счет средств субсидий

Нецелевое или неэффективное использование бюджетных средств

2

Составление, ведение плана финансово-хозяйственной деятельности

Составление плана

Завышение/занижение плановых показателей

Привлечение к дисциплинарной или административной ответственности

Ф. И. О.

Нарушение учредительного нормативного правового акта, утверждающего Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений

Согласование плана

Несоблюдение срока

Ф. И. О.

Внесение изменений

Ф. И. О.

Выполнение плана

Превышение кассовых выплат/поступлений

Ф. И. О.

3

Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд

Нормирование осуществляемой закупки

Неправильный выбор метода определения Н(М)ЦК

Глава 7 КоАП РФ

Ф. И. О.

Федеральные законы № 44-ФЗ и 223-ФЗ

Ненадлежащее обоснование Н(М)ЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

Обоснование осуществляемой закупки/ своевременность принятия обязательств

В план‑график закупок

включены

закупки товаров Н(М)ЦК,

не соответствующей

документам

по обоснованию Н(М)ЦК

на закупаемые товары

(работы, услуги)

Ф. И. О.

Несвоевременное заключение государственных контрактов, договоров

Формирование плана-графика закупок, заключение государственных контрактов, соглашений на предоставление субсидий и своевременное их исполнение

Недостижение необходимого уровня исполнения расходов

Ф. И. О.

Доля обоснованных жалоб на действия (бездействие) организации при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Контрольным органом в сфере закупок выданы предписания

Ф. И. О.

4

Распоряжение федеральным имуществом

Кадастровый учет зданий, сооружений и помещений

Отсутствие государственного кадастрового учета объектов недвижимого имущества

Привлечение к дисциплинарной или административной ответственности

Ф. И. О.

Статья 70 Земельного кодекса РФ,

часть 7 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ

Отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации и иных вещных прав на объекты недвижимого имущества

Пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ,

часть 6 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ

Арендные отношения и использование объектов недвижимого имущества, переданных в аренду

Наличие фактов несанкционированной передачи федерального имущества в аренду без оформления договорных отношений

Ф. И. О.

Пункт 2 статьи 295, пункт 1 статьи 296, пункт 3 статьи 298,

статья 608 Гражданского кодекса РФ

Неиспользование или использование объектов недвижимого имущества, переданных в аренду не по назначению

Пункт 4 статьи 50, пункт 4 статьи 52 Гражданского кодекса,

часть 7 статьи 4 Федерального закона от № 174-ФЗ,

пункт 2 статьи 24 Федерального закона № 7-ФЗ

Распоряжение федеральным имуществом без получения согласия учредителя и собственника федерального имущества

Постановление Правительства РФ № 1131,

приказ Минфина России № 146н,

письмо Федерального агентства по управлению государственным имуществом № ОД-14/6246

После изучения уставной деятельности организации в реестр добавляются дополнительные направления для анализа (полное дублирование наименований направлений деятельности и локальных процессов недопустимо). Например:

— объем приносящей доход деятельности;

— составление и представление бухгалтерской отчетности;

— ведение бухгалтерского учета, в том числе принятие к учету первичных документов (составление сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах учета, проведение оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;

— налоговый учет;

— противодействие коррупции;

— кадровое обеспечение, охрана труда;

— статистический учет;

— выполнение государственного оборонного заказа;

— составление и согласование программы деятельности организации;

— реализация информационной открытости, информационная наполненность официального сайта;

— управление дебиторской задолженностью по доходам и расходам, безосновательное списание дебиторской задолженности;

— соблюдение графика документооборота;

— качество управления расходами на исполнение судебных актов;

— отдельные направления финансово-хозяйственной деятельности; и прочее.

При актуализации реестра необходимо понимать, что у направления деятельности может быть много локальных процессов, но за один процесс должен отвечать только один сотрудник. Обязательство исполнения соответствующего процесса необходимо закрепить в должностном регламенте/инструкции ответственного сотрудника. Особое внимание при формировании направлений и процессов следует уделить деятельности основного персонала организации, например ответственного за увеличение уровня приносящей доход деятельности и/или поступлений в доход бюджета бюджетной системы РФ.

Указанный реестр является универсальным и подходит для казенных, автономных и бюджетных организаций. Также он может быть использован на заседаниях наблюдательного совета, по материалам, представленным Ревизионной комиссией (при наличии).

Эффективность исполнения локальных процессов можно увязать с персонифицированным решением об уровне материального стимулирования сотрудников организации, ответственных за реализацию соответствующих локальных процессов. При этом наделенный полномочиями по ежеквартальной актуализации реестра сотрудник в рамках установленного внутри организации порядка анализирует данные — результаты внутренних и внешних проверок, своевременность исполнения протокольных решений руководителя, а также иные решения, направленные на повышение эффективности исполнения уставных полномочий организации.

Доступ ограничен

Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»

Подписаться Авторизоваться     

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено