Учредительный контроль и система рейтингования подведомственных организаций
Подведомственные федеральным органам власти организации фактически не подпадают под контроль Минфина, Федерального казначейства и Счетной палаты. Текущие проверки учредителя ограничиваются лишь контролем за госзаданием и финансово‑хозяйственной деятельностью. Эксперт в сфере ВФА Антон Сергеевич Сушков предлагает разработать типовой реестр локальных процессов и ввести систему рейтингования. Это поможет объективно оценивать работу организаций, выявлять нарушения и принимать управленческие решения.
В настоящее время подведомственные федеральным органам государственной власти организации (ФГБУ, ФБУ, ФГАО, АНО, ФГУП), получающие в том числе средства федерального бюджета, согласно статьям 152 и 162 Бюджетного кодекса не являются участниками бюджетного процесса и получателями бюджетных средств. В связи с этим в большинстве случаев они лишены надзора со стороны контролирующих органов (Минфин России, Федеральное казначейство, Счетная палата). Учредительные же мероприятия в основном ограничиваются камеральной проверкой исполнения государственного задания и плана финансово-хозяйственной деятельности. Таким образом, эффективность деятельности организаций может быть незначительной, отчего неизбежно возрастают коррупционные риски и иные дополнительные издержки.
Разработка реестра
В целях повышения эффективности учредительного контроля за деятельностью подведомственных организаций целесообразно разработать для них и нормативно утвердить типовой реестр локальных процессов. Этот документ необходим как руководителю организации, так и рядовым сотрудникам для структурного понимания значимости своей деятельности, что в свою очередь способствует росту производительности и укреплению дисциплины.
|
Пример реестра локальных процессов организации |
|||||||
|
№ п/п |
Направление деятельности |
Локальные процессы |
Типовые ошибки |
Последствия нарушения процессов |
Допущенные нарушения да/нет |
Ответственный сотрудник (Ф. И. О.) |
Нормативный (правовой) акт, определяющий условия исполнения процесса |
|
1 |
Выполнение государственного муниципального задания |
Достижение уровня выполнения государственного муниципального задания |
Невыполнение государственного муниципального задания |
Статья 15.15.5-1 КоАП РФ |
Ф. И. О. |
Статья 69.2 БК РФ, постановление Правительства РФ |
|
|
Составление и направление отчетов о выполнении государственного задания |
Недостоверность отчетов о выполнении государственного задания (завышение/занижение фактических показателей) |
Ф. И. О. |
|||||
|
Финансирование затрат при выполнении государственного задания |
Нарушение условий соглашения |
Привлечение к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности |
Ф. И. О. |
||||
|
Выплаты сотрудникам (переплаты) за счет средств субсидий |
|||||||
|
Нецелевое или неэффективное использование бюджетных средств |
|||||||
|
2 |
Составление, ведение плана финансово-хозяйственной деятельности |
Составление плана |
Завышение/занижение плановых показателей |
Привлечение к дисциплинарной или административной ответственности |
Ф. И. О. |
Нарушение учредительного нормативного правового акта, утверждающего Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений |
|
|
Согласование плана |
Несоблюдение срока |
Ф. И. О. |
|||||
|
Внесение изменений |
Ф. И. О. |
||||||
|
Выполнение плана |
Превышение кассовых выплат/поступлений |
Ф. И. О. |
|||||
|
3 |
Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд |
Нормирование осуществляемой закупки |
Неправильный выбор метода определения Н(М)ЦК |
Глава 7 КоАП РФ |
Ф. И. О. |
Федеральные законы № |
|
|
Ненадлежащее обоснование Н(М)ЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) |
|||||||
|
Обоснование осуществляемой закупки/ своевременность принятия обязательств |
В план‑график закупок включены закупки товаров Н(М)ЦК, не соответствующей документам по обоснованию Н(М)ЦК на закупаемые товары (работы, услуги) |
Ф. И. О. |
|||||
|
Несвоевременное заключение государственных контрактов, договоров |
|||||||
|
Формирование плана-графика закупок, заключение государственных контрактов, соглашений на предоставление субсидий и своевременное их исполнение |
Недостижение необходимого уровня исполнения расходов |
Ф. И. О. |
|||||
|
Доля обоснованных жалоб на действия (бездействие) организации при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) |
Контрольным органом в сфере закупок выданы предписания |
Ф. И. О. |
|||||
|
4 |
Распоряжение федеральным имуществом |
Кадастровый учет зданий, сооружений и помещений |
Отсутствие государственного кадастрового учета объектов недвижимого имущества |
Привлечение к дисциплинарной или административной ответственности |
Ф. И. О. |
Статья 70 Земельного кодекса РФ,
часть 7 статьи 1 Федерального закона № |
|
|
Отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации и иных вещных прав на объекты недвижимого имущества |
Пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ,
часть 6 статьи 1 Федерального закона № |
||||||
|
Арендные отношения и использование объектов недвижимого имущества, переданных в аренду |
Наличие фактов несанкционированной передачи федерального имущества в аренду без оформления договорных отношений |
Ф. И. О. |
Пункт 2 статьи 295, пункт 1 статьи 296, пункт 3 статьи 298, статья 608 Гражданского кодекса РФ |
||||
|
Неиспользование или использование объектов недвижимого имущества, переданных в аренду не по назначению |
Пункт 4 статьи 50, пункт 4 статьи 52 Гражданского кодекса,
часть 7 статьи 4 Федерального закона от №
пункт 2 статьи 24 Федерального закона № |
||||||
|
Распоряжение федеральным имуществом без получения согласия учредителя и собственника федерального имущества |
Постановление Правительства РФ № 1131, приказ Минфина России № 146н, письмо Федерального агентства по управлению государственным имуществом № ОД-14/6246 |
||||||
После изучения уставной деятельности организации в реестр добавляются дополнительные направления для анализа (полное дублирование наименований направлений деятельности и локальных процессов недопустимо). Например:
— объем приносящей доход деятельности;
— составление и представление бухгалтерской отчетности;
— ведение бухгалтерского учета, в том числе принятие к учету первичных документов (составление сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах учета, проведение оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
— налоговый учет;
— противодействие коррупции;
— кадровое обеспечение, охрана труда;
— статистический учет;
— выполнение государственного оборонного заказа;
— составление и согласование программы деятельности организации;
— реализация информационной открытости, информационная наполненность официального сайта;
— управление дебиторской задолженностью по доходам и расходам, безосновательное списание дебиторской задолженности;
— соблюдение графика документооборота;
— качество управления расходами на исполнение судебных актов;
— отдельные направления финансово-хозяйственной деятельности; и прочее.
При актуализации реестра необходимо понимать, что у направления деятельности может быть много локальных процессов, но за один процесс должен отвечать только один сотрудник. Обязательство исполнения соответствующего процесса необходимо закрепить в должностном регламенте/инструкции ответственного сотрудника. Особое внимание при формировании направлений и процессов следует уделить деятельности основного персонала организации, например ответственного за увеличение уровня приносящей доход деятельности и/или поступлений в доход бюджета бюджетной системы РФ.
Указанный реестр является универсальным и подходит для казенных, автономных и бюджетных организаций. Также он может быть использован на заседаниях наблюдательного совета, по материалам, представленным Ревизионной комиссией (при наличии).
Эффективность исполнения локальных процессов можно увязать с персонифицированным решением об уровне материального стимулирования сотрудников организации, ответственных за реализацию соответствующих локальных процессов. При этом наделенный полномочиями по ежеквартальной актуализации реестра сотрудник в рамках установленного внутри организации порядка анализирует данные — результаты внутренних и внешних проверок, своевременность исполнения протокольных решений руководителя, а также иные решения, направленные на повышение эффективности исполнения уставных полномочий организации.
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»
