Особенности применения рискориентированного подхода к планированию контрольных мероприятий
Анастасия Александровна Еманова, главный специалист‑эксперт контрольно‑ревизионного отдела в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и судебной системы Управления Федерального казначейства по Свердловской области, анализирует актуальные подходы к формированию плана контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере. В статье — предложения по оптимизации отбора объектов контроля на основе рискориентированного подхода.
Формирование плана контрольных мероприятий осуществляется в соответствии с федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Планирование проверок, ревизий и обследований». Кроме того, органы Федерального казначейства используют временное руководство по применению Федеральным казначейством рискориентированного подхода и регламент внутренней организации деятельности.
Планирование контрольных мероприятий включает следующие этапы:
1. Формирование исходных данных для составления проекта плана контрольных мероприятий.
2. Составление проекта плана контрольных мероприятий на соответствующий год.
3. Утверждение плана контрольных мероприятий.
Формирование исходных данных
При формировании исходных данных для составления проекта плана контрольных мероприятий основными источниками информации об объектах контроля и предметах контроля являются информационные системы. Операторами или владельцами этих систем выступают Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, иные государственные и муниципальные органы. Кроме того, используются и иные источники информации об объектах и предметах контроля. Для сбора данных приказом Казначейства России определен срок — не позднее 20 июля года, предшествующего планируемому.
Составление плана
Составление проекта плана контрольных мероприятий на соответствующий год — наиболее трудозатратный этап планирования контрольных мероприятий. Так, отбор объектов контроля осуществляется с применением рискориентированного подхода, определением критериев существенности и вероятности. Объектам контроля в рамках предпроверочного анализа присваиваются категории рисков. Это касается в том числе объектов контроля, включаемых в проект плана на основании обращений (поручений) иных органов и организаций.
При этом исключение составляют:
• объекты контроля, включаемые в проект плана на основании поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (муниципального образования), высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации (местной администрации) соответственно;
• объекты контроля, осуществляющие мероприятия (гражданско‑правовые сделки) по реализации инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты.
Категории рисков распределяются следующим образом:
• чрезвычайно высокий риск — I категория;
• высокий риск — II категория;
• значительный риск — III категория;
• средний риск — IV категория;
• умеренный риск — V категория;
• низкий риск — VI категория.
Проблема
С каждым годом процесс планирования контрольных мероприятий совершенствуется и все больше автоматизируется. При этом охвату подвергается все больше объектов контроля, что зачастую связано с государственной политикой, направленной на поддержание различных областей экономики, увеличением количества государственных программ и национальных проектов.
После автоматизированной выгрузки объектов контроля из информационных систем на основе риск-анализа сотрудники контрольно-ревизионных отделов вручную обрабатывают значительное количество объектов контроля. Так, в 2024 году их количество составило более 1500, а в 2025 году уже 1100 объектов контроля. Делать это необходимо в максимально сжатые сроки для формирования проекта плана контрольных мероприятий. Нужно отметить, что в автоматизированную выборку попадают и объекты контроля, имеющие низкий уровень риска, которые также подвергаются тщательному анализу.
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»
