ВФА: где пробелы и что менять?
В 2025 году система внутреннего финансового аудита (ВФА) в России испытывает острый дефицит кадров и сталкивается с ограничением полномочий субъектов ВФА. Как подчеркивает эксперт в сфере ВФА Антон Сергеевич Сушков, эти факторы существенно замедляют повышение качества финансового менеджмента. В ответ разрабатываются меры по трансформации ВФА в полноценную систему внутреннего аудита — с созданием ведомственных служб и механизмами мотивации сотрудников.
Кадровый дефицит: масштабы проблемы
В 2025 году Федеральное казначейство провело анализ осуществления внутреннего финансового аудита ГРБС, ГАДБ и ГАИФДБ всех уровней бюджетной системы РФ в отношении 90 главных администраторов средств федерального бюджета и 31 802 главных администраторов бюджетных средств субъектов РФ и местных бюджетов по состоянию на 31 января 2024 года. Согласно анализу фактическая численность субъектов ВФА составила 9130,3 человека (общая штатная численность 10 239,05 человека). При этом только 756 руководителей соответствующих подразделений имеют дополнительное профессиональное образование в области ВФА, то есть 16% от их фактической численности.
Вследствие нехватки квалифицированных кадров решения об образовании субъекта ВФА или организации упрощенного осуществления не приняты руководителями 15 109 главных администраторов бюджетных средств (что составляет 48% от общей численности главных администраторов).
Таким образом, дефицит компетентных сотрудников, способных осуществлять мероприятия ВФА в соответствии с федеральными стандартами, является одним из факторов инертности развития этого инструмента в Российской Федерации.
Ограничения полномочий и нормативные пробелы
В соответствии со статьей
Объектом внутреннего финансового аудита является бюджетная процедура и (или) составляющие эту процедуру операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры (стандарт ВФА). То есть главный администратор в рамках ВФА может осуществлять аудиторские мероприятия исключительно в отношении деятельности соответствующих структурных подразделений центрального аппарата главного администратора. При этом Минфин России готовит отчет о результатах ежеквартального мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета (приказ Минфина России № 145н). Документ содержит значения итоговой оценки качества финансового менеджмента и оценок (таких как качество управления активами и доходами бюджета, расходы на исполнение судебных актов и прочие), рассчитанных по главным администраторам, влияние на которые оказывают и подведомственные главному администратору администраторы бюджетных средств.
Таким образом, складывается ситуация, когда субъекту ВФА в целях надлежащего исполнения бюджетных полномочий необходимо прилагать нетривиальные усилия для повышения качества финансового менеджмента, учитывая отсутствие в федеральных стандартах ВФА полномочий по проверке подведомственных администраторов бюджетных средств. В такой ситуации контроль за деятельностью федеральных казенных учреждений в настоящее время реализуется в соответствии с частью 5.1 статьи 32 Федерального закона №
Администраторы бюджетных средств, несмотря на нехватку специалистов в сфере ВФА, редко передают полномочия по ВФА в соответствии с разделом IV федерального стандарта ВФА «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита». Руководители администраторов стараются организовать ВФА с учетом требований пункта 9 приказа Минфина России № 237н в упрощенном порядке, то есть осуществлять его самостоятельно и без проведения аудиторских мероприятий. Как показал анализ ВФА, к подобной мере прибегают и главные администраторы. Такое решение принял 11 941 руководитель ГАБС.
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»
