
Судебная система пока не в полной мере интегрирована в процессы цифровой трансформации государственного управления. Несмотря на отдельные положительные примеры использования информационных технологий в работе судов, единое цифровое пространство в этой сфере пока не сформировано. При этом, как показывают результаты проведенного Счетной палатой анализа, цифровизация судебной системе жизненно необходима —- количество дел, поступающих на рассмотрение органов судебной власти, ежегодно увеличивается. С 2018 по 2023 год рост составил 23%.
Как было установлено в ходе анализа, цифровой трансформации судебной системы препятствует ряд системных проблем и барьеров. В первую очередь — это отсутствие стратегических ориентиров, несовершенство нормативного регулирования и недостаточная организационная готовность органов судебной системы к цифровым изменениям.
«В настоящее время в судебной системе отсутствует единая стратегия цифровой трансформации. Концепции, разработанные судебным сообществом, не позволяют проводить комплексный мониторинг использования цифровых решений, оценить реальный уровень автоматизации процессов и степень удовлетворенности участников судопроизводства. Информатизация осуществляется в условиях фрагментарного планирования и без учета показателей, установленных на федеральном уровне в рамках достижения национальных целей до 2030 года», — констатировала по итогам анализа аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.
Еще одним барьером на пути к цифровизации судебной системы является отсутствие необходимого целевого финансирования, направленного на внедрение современных информационных технологий в деятельности федеральных судов и мировых судей. «В настоящее время финансирование осуществляется исключительно за счет текущих расходов Судебного департамента, что оказывает негативное влияние на обеспеченность федеральных судов компьютерной и организационной техникой, серверным оборудованием, а также снижает возможность внедрения в их деятельность современных информационных технологий», — отметила аудитор Счетной палаты.
В целом указанные проблемы привели к тому, что уровень развития информатизации в органах судебной системы существенно различается, единый цифровой контур отсутствует. При этом значительная часть используемого серверного оборудования имеет максимальный износ и требует обновления. Кроме того, основные информационные решения, используемые в работе судов (включая ГАС «Правосудие»), функционируют на устаревших импортных версиях программного обеспечения и не имеют аттестатов соответствия по требованиям информационной безопасности. Это ограничивает возможность их модернизации, делает уязвимыми для внешних кибератак и затрудняет интеграцию с новыми технологиями. В результате ГАС «Правосудие», предназначенная для формирования единого информационного пространства федеральных судов и системы Судебного департамента, последовательно регрессирует. Так, из 47 программных изделий используется всего 27, остальные 20 — устарели и не применяются. При этом ежегодно на ее эксплуатацию тратится около 4 — 5 миллиарда рублей.
Для решения установленных проблем и недостатков Счетная палата подготовила ряд предложений в адрес Правительства РФ и Верховного Суда РФ, направленных на активизацию и совершенствование процессов информатизации судебной системы.
В качестве одной из ключевых рекомендаций предлагается разработать отраслевой документ стратегического планирования, определяющий основные направления развития и применения современных информационных технологий в деятельности судебной системы, и на его основе сформировать программу целевого финансирования информатизации судебной системы, увязанную по мероприятиям, объемам финансирования и срокам достижения конкретных показателей.
По оценкам Счетной палаты, разработка отраслевого документа стратегического планирования и целевое финансирование мероприятий по цифровизации судебной системы в долгосрочной перспективе позволит обеспечить достижение таких экономических и социальных эффектов, как: рост доли граждан и бизнеса, использующих возможности электронного взаимодействия с российским правосудием; снижение текущих расходов на судопроизводство в среднем на 15-38%; увеличение поступлений по налогам и исполнительным производствам до 42% за три года; снижение трудозатрат судебных приставов на оформление и обработку исполнительных документов — в 6 раз.
«В целом решение обозначенных проблем будет способствовать повышению прозрачности деятельности судов, соблюдению сроков и качества рассмотрения дел и материалов, росту доверия граждан и бизнеса к российскому правосудию, и в конечном итоге укреплению механизма государственной власти», — резюмировала Светлана Орлова.