Помощь граждан госконтролю. Декларация и реальность
Одним из важнейших нововведений Закона № 44‑ФЗ стала перестройка всех форм контроля в сфере закупок. Наряду с появившимися финансовым, ведомственным контролем, контролем заказчика в сфере закупок был создан и институт общественного контроля.
Елена Владимировна ИГНАТЕНКОВА,
заместитель председателя Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок — начальник управления организации закупок
Неоспоримым является тот факт, что общественный контроль должен способствовать пресечению коррупционных проявлений при осуществлении закупок, быть помощником как самим заказчикам, зачастую допускающим нарушения скорее по незнанию, чем преднамеренно, так и контролирующим и надзорным ведомствам. Однако необходимо констатировать тот факт, что в законе о контрактной системе имеются некоторые проблемы и правовые пробелы, не позволяющие в полной мере использовать предусмотренные возможности в части организации общественного контроля.
В соответствии с частью 1 статьи 102 Закона № 44‑ФЗ общественный контроль имеют право осуществлять граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц. Однако в части 3 статьи 102, в которой предусматриваются права общественных контролеров, сказано, что эти права распространяются только на общественные объединения и объединения юридических лиц. О гражданах в данном ключе не сказано ни слова.
Нормы закона
Положения об общественном контроле в Законе № 44‑ФЗ закреплены в статье 102. В соответствии с ней общественный контроль призван решать следующие вопросы:
- способствовать реализации принципов контрактной системы в сфере закупок;
- оказывать содействие развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок;
- предупреждать, выявлять нарушения Закона № 44‑ФЗ и информировать заказчиков, контрольные органы о выявленных нарушениях.
Первая проблема: включение граждан в число общественных контролеров по Закону № 44‑ФЗ является, по сути, декларативным. Сами граждане как субъекты общественного контроля не имеют каких-либо прав и полномочий при осуществлении самого контроля. Иначе говоря, реализовывать функционал общественных контролеров, предусмотренный законом о контрактной системе, в том числе обращаться к заказчикам с запросами о предоставлении информации о закупках, обращаться от своего имени в государственные и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю, обращаться в правоохранительные органы в рамках общественного контроля могут только общественные объединения и объединения юридических лиц.
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»