Заказчики идут на аукцион и к малому бизнесу
Доля электронных аукционов, считающихся наиболее конкурентным способом закупки, в общем объеме госзаказа растет. Также растет участие малого бизнеса в системе государственных закупок. Об этом свидетельствуют данные публикации Минфина России «Статистические показатели, характеризующие результаты осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд по итогам первого полугодия 2018 года». «Финконтроль» проанализировал статистику ведомства о госзакупках, особенное внимание обратив на данные по контрольным мероприятиям.
Как и сколько покупают?
Статистика Министерства финансов РФ показывает рост как числа извещений о закупках, так и общей стоимости госконтрактов. В первом полугодии 2018 года в Единой информационной системе заказчики разместили около 1,6 миллиона извещений об осуществлении закупок. Общая стоимость составила 2,76 триллиона рублей, а средняя цена — 2,3 миллиона. Это на 16,7% выше прошлогоднего показателя.
Заказчики заключили 1,81 миллиона контрактов (против 1,54 миллиона за аналогичный период прошлого года) на общую сумму 3,27 триллиона рублей. Число контрактов с прошлого года выросло на 17,5%, а их сумма — на 44%. Средняя цена контракта составила 1,8 миллиона, что на 21,6% больше аналогичного показателя год назад.
57,3% извещений пришлось на электронные аукционы, 27% — на закупки у единственного поставщика, 12% — на запрос котировок. Доля запросов коммерческих предложений, открытых конкурсов и закрытых аукционов составила по проценту на каждый способ закупки.
Если измерять долю различных способов закупок по суммарной стоимости, то картина будет немного другой. Разница в пользу электронных аукционов еще выше: их доля — 71,4%. Доли остальных способов будут значительно ниже: так, на закупку у единственного поставщика приходится 13% от суммы всех Н(М)ЦК.
Доля электронных закупок растет
Число закупок, проводимых с помощью конкурентных способов, растет. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число извещений об электронных аукционах выросло на 2,6%, об открытых конкурсах — на 15,4%. Число извещений по другим видам закупок осталось на уровне прошлого года.
В то же время средняя стоимость закупок, проводимых менее конкурентными способами, значительно превышает средний для рынка показатель. Так, для закрытого конкурса средняя цена составила 91,4 миллиона рублей, средняя цена извещения о проведении закрытого аукциона — 15,8 миллиона. Для сравнения: средняя цена открытого конкурса составила 12,8 миллиона рублей, а электронного аукциона — 2,9 миллиона.
На электронных площадках было размещено 929,6 тысячи извещений о закупках на общую сумму 2,76 триллиона рублей, объем заключенных контрактов составил 2,27 триллиона.
Генеральный директор электронной площадки РТС-тендер В. Н. Лишенков обратил внимание, что государство наращивает долю электронных закупок, несмотря на непростую ситуацию в экономике. По его словам, это вписывается в задачи, поставленные Президентом России по развитию цифровой экономики, и это положительно сказывается на всей закупочной отрасли.
Лишенков напомнил, что с 1 июля вступил в силу ряд важнейших законодательных изменений, и есть основания надеяться, что этот тренд будет продолжен. «Говоря о результатах, мы видим, что больше половины закупок проводится в форме электронного аукциона с долей по сумме Н(М)ЦК порядка 71 процент, как справедливо отражено в отчете Минфина. Это прямой показатель эффективности и прозрачности госзакупок, а также верное указание на активную цифровизацию госзаказа», — добавил собеседник журнала.
Он отметил, что на этапе реформирования перед отраслью стоят очень серьезные вызовы, связанные с решением как законодательных задач, так и с технологическими инновациями. Спикер выразил надежду, что они будут решаться с привлечением всех заинтересованных сторон, в том числе регулятора, операторов ЭЦП, заказчиков и поставщиков.
Участие малого бизнеса
За первые полгода в России было размещено 601,3 тысячи извещений о закупках, участниками которых могут быть только представители среднего и малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации. Общий объем этих извещений составил 524,4 миллиарда рублей. Год назад таких закупок было в 1,5 раза меньше — около 400 тысяч, а их сумма составила всего 314,57 миллиарда. Средняя стоимость закупки у СМП и СОНКО в первом полугодии 2018 года равнялась 872 тысячам рублей, что на 14,7% выше аналогичного прошлогоднего показателя.
Основным способом определения поставщика среди малого бизнеса является электронный аукцион. На этот способ закупки приходится 82,6% от общего количества извещений для МСБ. Число заключенных с малым бизнесом и социально ориентированными организациями контрактов выросло на 36,5%, до 598,1 тысячи, объем составил 389,2 миллиарда рублей, что на 54,4% больше прошлогодних значений.
Что с контролем?
В первом полугодии Федеральная антимонопольная служба России провела около 3,5 тысячи проверок в сфере госзакупок. Они почти поровну распределены между федеральным, региональным и муниципальным уровнями — примерно по тысяче проверок за полгода на уровень. Подавляющее число проверок — внеплановые, на плановые приходится всего 104 контрольных мероприятия.
В ходе проверок было рассмотрено 13,5 тысячи процедур, нарушения выявлены почти в трети (около 32%). Было выдано 1356 предписаний об устранении нарушений.
Об экономии
В первом полугодии экономия бюджетных средств в результате проведения закупочных процедур составила 158,3 миллиарда рублей, или 4,99% в относительном выражении. При проведении электронного аукциона среднее снижение цены равняется 5,82%. Для открытого конкурса аналогичный показатель составил 7,14%, для конкурса с ограниченным участием — 2,26%.
За полгода в ФАС поступило 42,3 тысячи жалоб на действия или бездействие участников системы закупок. Около 7,7 тысячи жалоб касались федерального уровня, 19,5 тысячи — регионального, около 15 тысяч — муниципального. Участникам было возвращено около 7 тысяч жалоб. 14 тысяч жалоб были признаны обоснованными — то есть около трети всех таких документов. На их основании было выдано 11 тысяч предписаний об устранении нарушений.
Основными причинами возврата жалоб были следующие: отсутствие в жалобе сведений, предусмотренных законом о контрактной системе, и ее подача после окончания установленного срока подачи заявок.
Кроме описанных процедур, ФАС согласовывает возможность заключения контракта с единственным поставщиком. В первом полугодии 2018 года служба одобрила 92% подобных обращений. Нарушения были выявлены всего в 112 обращениях о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком. Что касается уведомлений об осуществлении закупки у единственного поставщика, то только в 3% случаев выявлены нарушения.
Число административных дел увеличилось
За первые полгода ФАС России возбудила 13,7 тысячи дел об административных правонарушениях в сфере государственных закупок, по итогам которых было принято 11,8 тысячи постановлений о назначении административных штрафов. Сумма штрафов составила 182,4 миллиона рублей, из которых уже взыскали 113,3 миллиона. С прошлого года выросло как число административных дел (примерно на две тысячи), так и число штрафов (примерно на две тысячи) и их объем (почти на 50 миллионов рублей).
Основное число административных дел (4,8 тысячи) было возбуждено в соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ (утверждение заказчиками документации, не соответствующей требованиям законодательства), по подавляющему числу дел заказчики были оштрафованы. Около 3 тысяч дел было возбуждено за нарушение порядка отбора участников закупок, в 2,5 тысячи раз заказчики были оштрафованы.
За первые полгода в ФАС рассмотрели 6,9 тысячи обращений о включении сведений о компаниях в реестр недобросовестных поставщиков. Из них сведения о 3,3 тысячи компаний были включены, другими словами, каждое второе обращение было удовлетворено. Главной причиной включения поставщика в реестр стало одностороннее расторжение контракта — это произошло две тысячи раз.
Около 2,7 тысячи предписаний ФАС и около 1,77 тысячи административных штрафов были обжалованы в судах. Судьи удовлетворили около седьмой части обжалований предписаний ФАС (454 случая) и почти треть обжалований административных наказаний (508 случаев). Год назад обжалований было несколько меньше: предписания ФАС пытались обжаловать 1,5 тысячи раз, а административные наказания — 1,2 тысячи раз.
К. В. ОВЧАРУК