Финансовый менеджмент: повышение эффективности бюджетных расходов
В статье рассматриваются вопросы гармонизации финансового менеджмента в государственном секторе с системой ВФК и ВФА, проводится сравнительная характеристика старой и новой систем оценки качества финансового менеджмента и указываются направления его дальнейшего совершенствования.
Ксения Александровна НАВОЛОЦКАЯ, заместитель начальника отдела Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации, советник государственной гражданской службы Российской Федерации
Содержание и задачи
В коммерческом секторе под финансовым менеджментом понимается процесс управления денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов в целях максимизации прибыли и достижения устойчивых темпов роста предприятий. В секторе государственного управления у финансового менеджмента принципиально иные цели и функции.
При этом повышение качества финансового менеджмента является неотъемлемой составляющей государственного управления, необходимым и постоянным процессом, реализуемым каждым органом государственной власти (органом местного самоуправления), в том числе направленным на предупреждение возникновения и минимизацию (устранение) негативных последствий событий, влияющих на результаты исполнения бюджетных полномочий (бюджетных рисков).
Мониторинг качества финансового менеджмента проводится путем анализа и оценки результатов выполнения главными администраторами (администраторами) бюджетных средств процедур составления и исполнения бюджета, включая процедуры финансового обеспечения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, управления активами, осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Фактически проведение мониторинга качества финансового менеджмента позволяет отслеживать финансовые (бюджетные) результаты выполнения органами государственной власти (органами местного самоуправления) функций и задач государства.
Необходимо понимать отличие таких процессов, как контроль, аудит и мониторинг, с точки зрения их результатов, а именно:
- контроль осуществляется с целью выявления нарушений и применения мер ответственности;
- аудит осуществляется с целью выявления нарушений/недостатков и подготовки соответствующих рекомендаций по их недопущению в будущем (иными словами, выявление и устранение причин нарушений);
- мониторинг осуществляется с целью наблюдения, результатом которого является внешняя оценка, служащая сигналом для внутреннего финансового аудита и государственного финансового контроля.
Российская Федерация имеет уникальный опыт — мониторинг качества финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета, проводимый с 2008 года, а также основанные на его подходах оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджетов субъектов РФ, например Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, Томской, Воронежской и Ленинградской областей.
Определимся с терминами
Финансовый менеджмент в секторе государственного управления — осуществление участниками бюджетного процесса бюджетных операций (действий по формированию документов, используемых при выполнении внутренних бюджетных процедур), необходимых для выполнения их бюджетных полномочий, установленных бюджетным законодательством РФ, а также принятие мер по повышению качества их исполнения.
Совершенствование финансового менеджмента
До 2018 года методика[1] оценки качества финансового менеджмента ГАСФБ была основана на следующих принципах:
- оценка проводится в отношении всей совокупности ведомственных процессов и процедур составления проекта бюджета, исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и представления бюджетной отчетности;
- оценка является прозрачной, что позволяет ГАСФБ самостоятельно оценивать собственную систему управления финансами и принимать меры по повышению качества управления финансовыми ресурсами в тех сферах, где наблюдаются наиболее слабые места системы;
- оценка отвечает требованиям сопоставимости, что позволяет проводить сравнительную характеристику ГАСФБ в динамике;
- результаты оценки являются публичными, включаются в состав квартального и годового отчетов об исполнении федерального бюджета, а также публикуются на официальном сайте Минфина России[2].
В целях составления рейтинга качества финансового менеджмента каждому ГАСФБ присваивается интегральная оценка по
Если первоначально все компоненты имели равный удельный вес в формировании интегральной оценки, то в дальнейшем они были дифференцированы в зависимости от своей значимости (таблица). Например, прогнозируемые доходные источники закреплены только за половиной ГАСФБ, а количество связанных с ними операций в несколько раз меньше количества операций, связанных с расходами. Поэтому оценка исполнения бюджета в части доходов входит в итоговую оценку с удельным весом в три раза меньшим, чем для оценки исполнения бюджета в части расходов.
Таким образом, мониторинг качества финансового менеджмента позволяет получать оперативные данные об осуществлении ГАСФБ финансовой деятельности, в том числе объединить и проанализировать данные по управлению деятельностью подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств, бюджетных и автономных учреждений, а также данные о проведении мероприятий по внутреннему финансовому аудиту и информацию о внешних по отношению к ГАСФБ проверках органов государственного финансового контроля.
Регулярно публикуемые результаты мониторинга качества финансового менеджмента позволяют идентифицировать проблемные точки (риски) в финансовом менеджменте конкретных ГАСФБ[3]. Так, по результатам указанного мониторинга прошлых лет отмечен рост значений средних оценок качества финансового менеджмента ГАСФБ, который, в первую очередь, обусловлен повышением качества выполнения ГАСФБ бюджетных процедур, а также неполнотой охвата бюджетных процедур показателями качества финансового менеджмента, использующимися в ранее действовавшем приказе Минфина России от 13 апреля 2009 года № 34н.
С 1 июля 2018 года вступил в силу приказ Минфина России от 29 декабря 2017 года № 264н «О формировании отчета Министерства финансов Российской Федерации о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета (главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета)» (далее — приказ № 264н), которым предусмотрено, что оценка качества финансового менеджмента ГАСФБ (рисунок 1) рассчитывается по 105 показателям качества финансового менеджмента и проводится по пяти направлениям:
1) качество управления расходами бюджета;
2) качество управления доходами бюджета;
3) качество ведения учета и составления бюджетной отчетности;
4) качество управления активами;
5) качество внутреннего финансового контроля и аудита.
К группе показателей качества управления расходами бюджета применяются 25 дисквалифицирующих показателей, отражающих наличие фактов нарушений в финансово-бюджетной сфере, выявляемых Счетной палатой РФ и Федеральным казначейством по результатам проведения контрольно-аналитических мероприятий в отношении финансово-хозяйственной деятельности ГАСФБ и подведомственных им администраторов средств федерального бюджета.
Система мониторинга качества финансового менеджмента представлена на рисунке 2.
Также приказом № 264н установлено обязательство ГАСФБ формировать и направлять в Минфин России сведения о ходе реализации мер, направленных на повышение качества финансового менеджмента (качества выполнения бюджетных процедур), в частности на достижение целевых значений показателей качества финансового менеджмента.
Важно
Внедрение новой системы оценки качества финансового менеджмента устанавливает взаимосвязь между системой внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, системой государственного финансового контроля и качеством выполнения бюджетных процедур ГАСФБ, что позволяет предупреждать и предотвращать нарушения законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере, а также повысить эффективность бюджетных расходов.
Организации сектора государственного управления используют результаты мониторинга качества финансового менеджмента в целях повышения качества выполнения бюджетных процедур, своевременной оценки и минимизации бюджетных рисков, а также повышения финансовой дисциплины, в том числе с использованием инструментов внутреннего финансового контроля и осуществления внутреннего финансового аудита (рисунок 3). Органы государственного (муниципального) финансового контроля могут использовать результаты мониторинга качества финансового менеджмента в целях осуществления риск-ориентированного планирования контрольной деятельности.
В целях обеспечения доступа к информации о качестве управления средствами федерального бюджета главными администраторами средств федерального бюджета, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, принят приказ Минфина России от 27 июля 2018 года № 158н «Об утверждении Формы и Порядка формирования федеральными органами исполнительной власти сведений о качестве финансового менеджмента для целей размещения в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“». Таким образом, на данный момент сформирована необходимая нормативная правовая база для проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого ГАСФБ, обеспечена полнота показателей для оценки качества финансового менеджмента с использованием объективных сведений и информации из ГИИС УФО «Электронный бюджет», что позволяет ГАСФБ повысить качество выполнения бюджетных процедур, в том числе:
- проанализировать и выявить внешние и внутренние факторы (риски), влияющие на выполнение бюджетных процедур;
- снизить объем нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере, выявляемых по результатам осуществления государственного финансового контроля, а также внутреннего финансового контроля и аудита.
Вектор развития
Практика проведения мониторинга качества финансового менеджмента успешно зарекомендовала себя на федеральном уровне, поэтому в целях ее распространения в субъектах РФ (муниципальных образованиях) подготовлен и внесен в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» (далее — законопроект № 493988-7)[4], согласно которому:
финансовые органы будут наделены полномочием по мониторингу качества финансового менеджмента в установленном им порядке в отношении соответствующих главных администраторов бюджетных средств и в отношении исполнения своих бюджетных полномочий;
главные администраторы бюджетных средств будут проводить мониторинг качества финансового менеджмента в установленном им порядке в отношении подведомственных им администраторов бюджетных средств.
Предполагается, что Порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента будет определять в том
числе:
1) правила расчета и анализа значений показателей качества финансового менеджмента, формирования и представления информации, необходимой для проведения указанного мониторинга;
2) правила формирования и представления отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента;
3) случаи и порядок передачи полномочий главного администратора бюджетных средств по проведению мониторинга качества финансового менеджмента соответствующему финансовому органу.
В целях реализации законопроекта №
Таким образом, проводится поэтапное совершенствование нормативной правовой базы в целях обеспечения единства подходов к организации и проведению мониторинга качества финансового менеджмента главных администраторов средств соответствующих бюджетов, задачами которого являются обеспечение:
- прозрачности системы мониторинга качества финансового менеджмента;
- комплексной оценки и анализа осуществляемых главными администраторами (администраторами) бюджетных средств процессов и процедур, охватывающих все элементы бюджетного процесса и финансово-хозяйственной деятельности;
- единства подходов к расчету показателей качества финансового менеджмента;
- повышения качества финансового менеджмента всех участников бюджетного процесса;
- выявления системных ошибок в результате анализа оценок качества финансового менеджмента при выполнении органами государственной власти (органами местного самоуправления) бюджетных полномочий и определения направлений осуществления внутреннего финансового аудита, а также организации надежного внутреннего финансового контроля при исполнении бюджетных процедур.
Таблица. Развитие методологии оценки качества финансового менеджмента ГАСФБ
Приказ Минфина России от 10 декабря 2007 года № 123н «Об организации проведения мониторинга качества ФМ, осуществляемого ГРБС ФБ» |
Приказ Минфина России от 13 апреля 2009 года № 34н «Об организации проведения мониторинга качества ФМ, осуществляемого ГАСФБ» |
|||
|
|
|||
Наименование |
Вес |
Наименование |
Вес до 2014 г. |
Вес после |
1. Среднесрочное финансовое планирование |
— |
1. Среднесрочное финансовое планирование |
21 |
26 |
2. Исполнение бюджета в части расходов |
— |
2. Исполнение бюджета в части расходов |
21 |
31 |
3. Исполнение бюджета в части доходов |
— |
3. Исполнение бюджета по доходам |
7 |
7 |
5. Учет и отчетность |
— |
4. Учет и отчетность |
15 |
10,5 |
6. Контроль и аудит |
— |
5. Контроль и аудит |
15 |
10,5 |
4. Исполнение судебных актов |
— |
6. Исполнение судебных актов |
7 |
5 |
9. Квалификация финансового (финансово-экономического) подразделения ГРБС |
— |
7. Кадровый потенциал финансового (финансово-экономического) подразделения ГАСФБ |
7 |
5 |
7. Подведомственная сеть |
— |
8. Управление активами |
7 |
5 |
8. Обеспеченность сетевыми ресурсами обмена информацией |
— |
|||
Количество показателей |
||||
13 |
49 |
[1] Действовавший до 1 июля 2018 года приказ Минфина России от 13 апреля 2009 года № 34н «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета» (с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 17 августа 2010 года № 92н, от 29 декабря 2010 года № 192н, от 19 октября 2011 года № 134н, от 30 августа 2012 года № 120н, от 20 января 2014 года № 1н, от 23 декабря 2014 года № 164н).
[2] Бычков С. С., Кокарев А. И., Лавров А. М. Развитие методологии и практики оценки качества финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2018. № 1. С.
[3] Мониторинг качества финансового менеджмента / Официальный сайт Минфина России (minfin.ru/ru/perfomance/reforms/budget/qualmon/).
[4] Ознакомиться с проектом можно:
— на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (minfin.ru): Минфин России / Деятельность / Бюджет / Качество финансового менеджмента в государственном секторе / Нормативные правовые акты и методические рекомендации;
— на сайте Союза развития государственных финансов (ВФКА.РФ) в рубрике «Вопросы финансового менеджмента».