Алгоритм проверок
С 2013 года уполномоченные органы (должностные лица) исполнительной власти субъектов РФ в рамках установленных полномочий осуществляют внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений, в том числе в отношении бюджетных и автономных учреждений. В соответствии со статьей 6 БК РФ, а также статьей 152 БК РФ, определяющей закрытый перечень участников бюджетного процесса, бюджетные и автономные учреждения не являются участниками бюджетного процесса. Соответственно, финансовый контроль осуществляется в части соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания (далее — субсидии на выполнение государственного задания), а также за полнотой и достоверностью предоставляемой отчетности.
Альбина Петровна СВИНЦОВА, заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директор департамента финансов
Основной задачей контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий на выполнение государственного задания, а также за полнотой и достоверностью предоставляемой отчетности об исполнении является выявление отклонений от установленных государственным заданием значений показателей объема и качества предоставляемых государственных услуг (выполняемых работ).
Нормативно-правовая база
В Ямало-Ненецком автономном округе порядки формирования и финансового обеспечения выполнения государственных заданий (далее — порядок формирования государственного задания), а также порядок предоставления из окружного бюджета субсидий на выполнение государственного задания (далее — порядок предоставления субсидии) регламентированы постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 апреля 2014 года № 327—П. Внутренний государственный финансовый контроль осуществляется Департаментом финансов Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 июня 2016 года №
513-П.
Планирование контрольных мероприятий осуществляется Департаментом финансов Ямало-Ненецкого автономного округа с использованием риск-ориентированного подхода, что позволяет определить степень вероятности совершения нарушений соответствующими объектами контроля и связанные с ними риски для окружного бюджета. В числе прочих учитываются следующие критерии при выборе объекта контроля:
- длительность периода, прошедшего с момента проведения органом финансового контроля предыдущих контрольных мероприятий в отношении объекта контроля;
- объем бюджетных ассигнований, предусмотренных законом об окружном бюджете на предоставление субсидий объекту контроля;
- наличие письменных обращений, содержащих сведения о совершении объектом контроля нарушений условий соглашений о предоставлении средств из окружного бюджета;
- наличие информации о проведении Счетной палатой Ямало-Ненецкого автономного округа контрольных мероприятий в отношении объекта контроля;
- оптимальность сроков выполнения плана проведения контрольных мероприятий, определяемых с учетом всех возможных временных затрат.
В целях оптимизации контрольной деятельности используется программный комплекс, интегрированный с Единой системой управления бюджетным процессом Ямало-Ненецкого автономного округа. Применение программного комплекса позволяет автоматизировать весь процесс контрольных процедур — от планирования и проведения контрольных мероприятий до реализации их результатов.
что изучаем
Исходя из предмета контроля, должностные лица Департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа изучают:
соглашения о предоставлении субсидии на выполнение государственного задания;
государственные задания и отчеты о выполнении государственного задания (утвержденные учредителем), а также информацию, входящую в отчетность в соответствии с порядком формирования государственного задания;
нормативные правовые акты, регулирующие порядок оказания государственных услуг;
правовые акты учредителя о формировании государственного задания, об утверждении нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание государственного имущества;
информацию и (или) первичные документы, подтверждающие фактическое достижение показателей объема и качества оказания государственных услуг (выполнения работ);
иные источники информации, позволяющие достоверно установить объем и качество оказанных государственных услуг (выполненных работ).
Как оцениваем
Оценка выполнения государственного задания осуществляется с учетом возможных отклонений от установленного значения показателя, характеризующего объем оказанной государственной услуги (выполненной работы) в натуральном выражении, в пределах которых государственное задание считается выполненным.
Полнота и достоверность отчетности о выполнении государственного задания проверяется путем сопоставления значений показателей, указанных в соответствующем отчете объекта контроля, и данных, полученных из иных источников информации. При этом проверяется обоснованность учета единицы соответствующего показателя при определении его значения для включения в отчет (соответствие оказанной услуги или выполненной работы требованиям правовых актов, данным первичных учетных документов, а также условиям соглашения о предоставлении субсидии на выполнение государственного задания).
Если установлен факт невыполнения государственного задания в связи с недостижением значений показателей объема государственной услуги (работы), то соответствующий размер субсидии, равный недостигнутым значениям, определяется по аналогии с расчетом объема финансового обеспечения государственного задания по формуле:
S (V не выполнен) =
∑iNi x Vi не выполнен +
∑JNJ x VJ не выполнен,
где:
- Ni — нормативные затраты на оказание единицы показателя объема
i-й государственной услуги с учетом коэффициента выравнивания (в случае применения); - Vi — невыполненный объем
i-й государственной услуги; - Nj — нормативные затраты на выполнение единицы показателя объема j-й работы с учетом коэффициента выравнивания (в случае применения);
- Vj — невыполненный объем j-й работы.
Результаты проверки полноты и достоверности отчетности о выполнении государственного задания формируются с учетом фактического возврата бюджетным или автономным учреждением средств субсидии на выполнение государственного задания (в том числе на основании требования учредителя по результатам осуществления ведомственного контроля).
Результаты
Ежегодно в период с 2015 по 2018 год государственное задание доводилось более 80 бюджетным и автономным учреждениям, которые по состоянию на 31 декабря 2018 года оказали 240 государственных услуг и выполнили 92 работы.
В течение указанного периода Департамент финансов Ямало-Ненецкого автономного округа провел контрольные мероприятия, предметом которых являлась проверка полноты и достоверности отчетности об исполнении государственных заданий, в отношении 27 объектов контроля, в их числе 23 бюджетных и 4 автономных учреждения.
Общий объем проверенных средств субсидий на выполнение государственных заданий составил 9,201 миллиарда рублей. По результатам проведенных контрольных мероприятий объем средств субсидии, не соответствующий достигнутым значениям показателей государственных заданий (превышающим возможное отклонение), составил: в 2015 году — 7% от объема субсидий, в
2016-м — 5%, в2017-м — 2%, в2018-м — 6,5%.
Проверяем главного распорядителя
Практика осуществления внутреннего государственного финансового контроля в отношении бюджетных и автономных учреждений, в части проверки полноты и достоверности отчетности об исполнении государственных заданий, подтвердила необходимость осуществления последующего контроля и в отношении главного распорядителя бюджетных средств, являющегося учредителем соответствующего бюджетного или автономного учреждения. Это обусловлено следующими обстоятельствами.
Государственные задания разрабатываются для обеспечения соответствия бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг (выполнение работ) с непосредственным результатом, характеризующим объем и качество оказанных (выполненных) государственными учреждениями государственных услуг (работ), что отвечает принципу эффективности использования бюджетных средств, предусмотренному статьей 34 Бюджетного кодекса.
Вместе с тем соблюдение указанного принципа ставится в прямую зависимость от реализации бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств. Так, согласно статье 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств в том числе обеспечивает результативность использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, а также соблюдение получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 5 статьи 69.2 БК РФ порядок формирования государственного задания определяет в том числе правила и сроки возврата субсидии в объеме, который соответствует недостигнутым показателям государственного задания (с учетом допустимых отклонений). При этом согласно порядку предоставления субсидии сумму такого возврата должен определить учредитель (в течение десяти календарных дней со дня установления фактов невыполнения государственного задания учредитель направляет государственному учреждению письменное требование о возврате средств субсидии).
Таким образом, если главный распорядитель бюджетных средств (учредитель) не принял меры к возврату бюджетным или автономным учреждением средств субсидии в объеме недостигнутых показателей государственного задания, то в отношении такого участника бюджетного процесса делается вывод о несоблюдении принципа эффективности использования бюджетных средств и недостаточном контроле за соблюдением получателем субсидии условий ее предоставления.
Соответствующий алгоритм контрольных процедур в отношении бюджетных и автономных учреждений региона позволяет в целом обеспечить эффективность контрольной деятельности по этому направлению.