Добровольно — всегда лучше, чем принудительно
Ильяс Якубович УГУРЧИЕВ, руководитель УФК по Республике Ингушетия
Реализация итогов контрольных мероприятий — один из самых сложных этапов контрольной деятельности. Управление Федерального казначейства по Республике Ингушетия (далее — Управление) применяет эффективный механизм взаимодействия с региональными органами власти, что в значительной степени способствует устранению обозначенных в представлениях и предписаниях нарушений.
Результаты контрольных мероприятий
За 2018 год Управление провело 68 различных контрольных мероприятий, в том числе 12 обследований на предмет обоснованности представленных сметно-финансовых расчетов на капитальный ремонт. Анализ выявленных Управлением нарушений — на рисунке 1.
В адрес учреждений и организаций, допустивших нарушения, Управление направило 26 представлений и 5 предписаний на общую сумму 2,3 миллиарда рублей. Кроме того, по результатам проведенных контрольных мероприятий Управление подготовило и направило для согласования в Федеральное казначейство 26 проектов уведомлений о применении бюджетных мер принуждения на общую сумму 478,9 миллиона рублей по выявленным фактам нецелевого использования бюджетных средств и нарушения условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.
Все материалы проверок, в ходе которых выявлены нарушения, переданы органам прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования и при необходимости иным правоохранительным органам для определения состава преступления и принятия дальнейших мер. Следственным управлением Следственного комитета РФ по Республике Ингушетия по материалам проверки Управления по факту нецелевого использования бюджетных средств возбуждено уголовное дело в отношении должностного лица объекта контроля по признакам преступления, предусмотренного пунктом «б» части 2 статьи 285.1 УК РФ «Нецелевое расходование бюджетных средств».
29,5 млрд рублей — объем средств, проверенных УФК по Республике Ингушетия за 2018 год
Механизм контроля за исполнением представлений и предписаний
В целях оперативного устранения выявленных нарушений Управление осуществляет контроль за исполнением представлений и предписаний территориального управления во взаимодействии с органами исполнительной власти Республики Ингушетия.
Информация о результатах контрольных мероприятий, проведенных Управлением в отношении региональных исполнительных органов государственной власти, ежеквартально направляется главе Республики Ингушетия, председателю Правительства Республики Ингушетия. Глава республики проводит расширенные заседания правительства с участием руководителей исполнительных органов власти, должностных лиц правоохранительных органов, органов прокуратуры и Совета безопасности Республики Ингушетия, на которых обсуждаются результаты проверок использования межбюджетных трансфертов федерального бюджета, причины выявленных нарушений, а также достаточность принятых мер по их устранению. В прошлом году в целях эффективного контроля за исполнением представлений и предписаний организован оперативный обмен информацией по устранению указанных в этих документах нарушений и недостатков между Управлением и Правительством Республики Ингушетия. Данный обмен информацией организован следующим образом:
Управление направляет в правительство:
- реестры представлений (предписаний), находящихся на контроле и снятых с контроля;
- сведения об органах исполнительной власти Республики Ингушетия, не представляющих исчерпывающие сведения (документы) по принятию мер и недопущению нарушений в дальнейшей деятельности;
- аналитическую информацию по устранению нарушений;
- в свою очередь, органы исполнительной власти направляют в Управление планы реализации представлений с указанием сроков, ответственных должностных лиц, способов устранения нарушений.
2,3 млрд рублей — общая сумма нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, выявленных УФК по Республике Ингушетия за 2018 год
Добровольная уплата штрафов
Применение к участнику бюджетного процесса бюджетной меры принуждения не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от ответственности, предусмотренной законодательством РФ. За
Добровольная оплата штрафов лицами, привлеченными к административной ответственности, — во многом заслуга сотрудников юридического отдела Управления. Фактически работа по взысканию штрафов начинается с момента вынесения постановления о его наложении. Сотрудники юридического отдела проводят с ответственными представителями привлекаемого лица исчерпывающую беседу о порядке обжалования постановления и перспективах рассмотрения жалобы судом. При больших суммах наложенных штрафов привлекаемому лицу разъясняется его право на получение отсрочки (рассрочки) по оплате штрафа. При этом подчеркивается, что в случае обращения в суд с жалобой на постановление привлекаемое лицо вряд ли сможет воспользоваться правом на получение такой отсрочки (рассрочки).
Также разъясняются сроки для добровольной оплаты наложенного штрафа и, главное, последствия его неоплаты в установленные сроки (составление протокола по
статье 20.25 КоАП РФ и наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа). До истечения
Более 270 млн рублей перечислено из бюджета Республики Ингушетия в доход федерального бюджета по уведомлениям о применении бюджетных мер принуждения, сформированным и направленным УФК по Республике Ингушетия на основании решения Минфина России о взыскании
Алгоритм принудительного взыскания
В соответствии с действующим законодательством РФ, и в частности Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», принудительное исполнение судебных актов и актов специально уполномоченных органов, в данном случае постановлений Управления, осуществляет служба судебных приставов. За последние полтора года нам удалось выстроить деловые и продуктивные взаимоотношения с нашими коллегами из Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Ингушетия. Заключено соглашение о взаимодействии, создана рабочая группа, налажен четкий живой контакт между ответственными сотрудниками.
Обязанность по осуществлению рабочих контактов со службой судебных приставов в Управлении, как и отслеживание сроков для добровольной оплаты наложенных штрафов, возложена на заместителя начальника юридического отдела. При этом протоколы по статье 20.25 КоАП РФ составляют сотрудники контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере. Управлением Федеральной службы судебных приставов по Республике Ингушетия также определен сотрудник отдела организации исполнительного производства, ответственный за разрешение возникающих вопросов с нашим ведомством.
Все постановления об административных правонарушениях, не исполненные в добровольном порядке, направляются в Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Ингушетия, которое в свою очередь направляет их в свои территориальные отделы по месту нахождения должников. По истечении примерно двух недель после направления постановления в Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Ингушетия заместитель начальника юридического отдела созванивается с соответствующим территориальным отделом службы судебных приставов, выясняет, кто из судебных приставов-исполнителей занимается принудительным исполнением постановления (исполнительные документы распределяются по территориальному признаку), и дальнейшую работу строит уже непосредственно с ним.
Также в рамках взаимодействия используется механизм рабочих групп. Рабочие встречи между нашими ведомствами проходят на уровне заместителей руководителей управлений. Кроме того, один раз в квартал подписываются акты сверок по результатам принудительного исполнения постановлений Управления.