Барьер для нарушений в сфере закупок

Ирина Сергеевна ЕГОРОВА, начальник отдела функционирования контрактной системы Управления Федерального казначейства по Псковской области

В статье рассказывается об опыте Управления Федерального казначейства по Псковской области по осуществлению контроля по части 5 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ.

Управление Федерального казначейства по Псковской области (далее — Управление) с 1 января 2017 года осуществляет контроль в сфере закупок в соответствии с частью 5 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ в отношении государственных заказчиков федерального уровня. Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ полномочия по контролю в отношении государственных заказчиков регионального уровня и муниципальных заказчиков Управлению передали Администрация Псковской области, администрации муниципальных образований Псковской области (за исключением Администрации города Пскова). Одновременно с осуществлением контроля по части 5 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ органы Федерального казначейства в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 года № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» (далее — постановление Правительства РФ № 1084) осуществляют проверку информации и документов, подлежащих включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками, и реестр контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

11,3% доля документов, не прошедших контроль, осуществляемый в соответствии частью 5 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ

Алгоритм

Предварительный контроль в сфере закупок осуществляется в Управлении (далее также — орган контроля) в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1367 и постановлением Правительства РФ № 1084 следующим образом. В личный кабинет органа контроля — рабочую область в подсистеме управления закупками Единой информационной системы в сфере закупок — поступают объекты контроля (планы закупок, планы-графики закупок, извещения и документация, проекты контрактов, информация о контракте).

Согласно постановлению Правительства РФ № 1367 контроль осуществляется в течение одного рабочего дня в отношении соответствия информации, содержащейся в объектах контроля, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупки, утвержденном и доведенном до заказчика в установленном порядке, и информации об идентификационном коде закупки. В отношении информации и документов, подлежащих включению в реестр контрактов, в соответствии с пунктами 13 и 14 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1084, контроль осуществляется в течение трех рабочих дней.

Реализован функционал, позволяющий формировать результат контроля по исчерпывающему перечню необходимых проверок. Условно эти проверки можно разделить на два блока: «проверка наличия» и «проверка соответствия».

Первый блок — «проверка наличия». Для прохождения контроля в рамках данного блока субъекту контроля необходимо представить документы и информацию, предусмотренные пунктом 2 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1084.

Второй блок — «проверка соответствия». Этот блок включает в себя проверку соответствия значений, в том числе следующих атрибутов[1], содержащихся в представленных информации и документах:

  • идентификационный код закупки;
  • цена контракта;
  • наименование заказчика;
  • источник финансирования;
  • дата заключения контракта, номер контракта;
  • по каждому объекту закупки: наименование объекта закупки;
  • по каждому поставщику, подрядчику, исполнителю: наименование юридического лица / Ф. И. О. физического лица, ИНН / аналог ИНН в иностранном государстве;
  • информация о контракте, ранее включенная в реестр контрактов (в случае представления информации об изменении контракта).

Сотрудник Управления после проведения контроля всех полученных сведений об объекте формирует в своем личном кабинете результат контроля — уведомление о соответствии контролируемой информации или протокол несоответствия и направляет его субъекту контроля. В отношении объектов контроля, содержащих сведения, составляющие государственную тайну и не подлежащие размещению в Единой информационной системе в сфере закупок, при их направлении субъектами контроля на согласование в порядке, предусмотренном для таких сведений (на бумажном носителе), процедуры контроля ведутся вручную.

Результаты

Функции контроля по части 5 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ осуществляются в Управлении сотрудниками отделов, занимающимися операциями по ведению лицевых счетов организаций-клиентов, в отношении тех же организаций, по лицевым счетам которых они проводят кассовые операции. Всего в Управлении в настоящее время контроль осуществляется в отношении 943 субъектов контроля.

За период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года в Управление поступило 199,8 тысячи документов для осуществления контроля по части 5 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ (таблица). Основная часть документов, поступивших на контроль, а именно 84,5 тысячи документов — это информация о контрактах. Количество извещений и документаций о закупке составило 40,3 тысячи документов, планов закупок и планов-графиков — 26,7 и 30 тысяч соответственно, протоколов — 18,2 тысячи документов.

Из 199,8 тысячи документов, поступивших на контроль, 177,2 тысячи документов успешно прошли контроль, а в отношении 22,5 тысячи документов были сформированы протоколы о несоответствии контролируемой информации.

Таблица. Количество документов, поступивших на контроль в 2017–2018 гг., шт.

Направлено
на контроль

Статус «контроль пройден»

Статус «контроль
не пройден»

Планы закупок

26 670

21 753

4917

Планы-графики закупок

30 015

27 916

2099

Извещения и документация

40 328

39 173

1155

Протоколы (до 01.07.2018)

18 234

18 109

125

Проекты контрактов (с 01.07.2018)

21

20

1

Информация о контрактах

84 488

70 264

14 224

Всего

199 756

177 235

22 521

Автоматизация

В 2018 году Федеральное казначейство внедрило интеграционные сервисы автоматизированного контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ, позволяющие осуществлять информационное взаимодействие сервиса автоматизированного контроля Единой информационной системы в сфере закупок с автоматизированной системой Федерального казначейства в части обмена информацией по документам «Сведения из плана закупок», «Результат контроля остатков ЛБО», а также с Государственной информационной системой «Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях» в части обмена информацией по документу «План финансово-хозяйственной деятельности».

Совершенствование функционала Единой информационной системы в сфере закупок позволило реализовать возможность автоматического контроля планов-графиков закупок; протоколов определения поставщика, подрядчика, исполнителя; извещений и (или) документации о закупке; проектов контрактов.

Кроме того, на текущий момент в Единой информационной системе в сфере закупок для всех организаций федерального уровня реализован функционал по формированию принимаемых (принятых) бюджетных обязательств, а для контролеров — по осуществлению проверки принимаемого (принятого) к учету бюджетного обязательства на соответствие информации о бюджетном обязательстве документу-основанию.

Причины формирования протоколов несоответствия

Мониторинг сведений и документов, размещенных в Единой информационной системе в сфере закупок, помог определить наиболее распространенные причины формирования протоколов о несоответствии контролируемой информации:

в планах закупок — это несоответствие информации об объеме финансового обеспечения, включенного в план закупок, информации об объеме финансового обеспечения, утвержденной и доведенной до заказчика;

в планах-графиках закупок — несоответствие информации об идентификационном коде закупки, объеме финансового обеспечения, содержащейся в плане-графике, информации, содержащейся в плане закупок;

в извещениях и документации о закупке — несоответствие суммы, указанной в извещении о закупке, сумме в плане-графике по соответствующему идентификационному коду закупки; отсутствие в плане-графике идентификационного кода закупки, указанного в извещении о закупке;

в протоколах определения поставщика, подрядчика, исполнителя — превышение суммы, указанной в протоколе, над суммой, указанной в извещении о закупке; несоответствие идентификационного кода закупки в протоколе и в извещении о закупке;

в информации о контрактах — неверная дата заключения контракта; отсутствие идентификационного кода закупки в контракте; указание в представленной информации о контракте номера контракта, отличного от номера контракта в приложенном документе; несоответствие наименования поставщика, индивидуального номера налогоплательщика.

С того момента, как органы Федерального казначейства начали осуществлять контроль, предусмотренный частью 5 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ, прошло более двух лет. И сегодня можно однозначно утверждать, он привел к повышению уровня финансовой дисциплины субъектов контроля. А сам механизм осуществления контроля позволил предотвратить нарушения законодательства в сфере закупок и, как следствие, избежать наложения штрафных санкций на заказчиков.

Таким образом, контроль в соответствии с частью 5 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ стал еще одним барьером, препятствующим совершению государственными и муниципальными заказчиками нарушений нормативных правовых актов в сфере закупок.



[1] Исчерпывающий перечень атрибутов определен в пунктах 13 и 14 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1084.

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено