Барьер для нарушений в сфере закупок
Ирина Сергеевна ЕГОРОВА, начальник отдела функционирования контрактной системы Управления Федерального казначейства по Псковской области
В статье рассказывается об опыте Управления Федерального казначейства по Псковской области по осуществлению контроля по части 5 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ.
Управление Федерального казначейства по Псковской области (далее — Управление) с 1 января 2017 года осуществляет контроль в сфере закупок в соответствии с частью 5 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ в отношении государственных заказчиков федерального уровня. Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ полномочия по контролю в отношении государственных заказчиков регионального уровня и муниципальных заказчиков Управлению передали Администрация Псковской области, администрации муниципальных образований Псковской области (за исключением Администрации города Пскова). Одновременно с осуществлением контроля по части 5 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ органы Федерального казначейства в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 года № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» (далее — постановление Правительства РФ № 1084) осуществляют проверку информации и документов, подлежащих включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками, и реестр контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.
11,3% доля документов, не прошедших контроль, осуществляемый в соответствии частью 5 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ
Алгоритм
Предварительный контроль в сфере закупок осуществляется в Управлении (далее также — орган контроля) в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1367 и постановлением Правительства РФ № 1084 следующим образом. В личный кабинет органа контроля — рабочую область в подсистеме управления закупками Единой информационной системы в сфере закупок — поступают объекты контроля (планы закупок, планы-графики закупок, извещения и документация, проекты контрактов, информация о контракте).
Согласно постановлению Правительства РФ № 1367 контроль осуществляется в течение одного рабочего дня в отношении соответствия информации, содержащейся в объектах контроля, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупки, утвержденном и доведенном до заказчика в установленном порядке, и информации об идентификационном коде закупки. В отношении информации и документов, подлежащих включению в реестр контрактов, в соответствии с пунктами 13 и 14 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1084, контроль осуществляется в течение трех рабочих дней.
Реализован функционал, позволяющий формировать результат контроля по исчерпывающему перечню необходимых проверок. Условно эти проверки можно разделить на два блока: «проверка наличия» и «проверка соответствия».
Первый блок — «проверка наличия». Для прохождения контроля в рамках данного блока субъекту контроля необходимо представить документы и информацию, предусмотренные пунктом 2 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1084.
Второй блок — «проверка соответствия». Этот блок включает в себя проверку соответствия значений, в том числе следующих атрибутов[1], содержащихся в представленных информации и документах:
- идентификационный код закупки;
- цена контракта;
- наименование заказчика;
- источник финансирования;
- дата заключения контракта, номер контракта;
- по каждому объекту закупки: наименование объекта закупки;
- по каждому поставщику, подрядчику, исполнителю: наименование юридического лица / Ф. И. О. физического лица, ИНН / аналог ИНН в иностранном государстве;
- информация о контракте, ранее включенная в реестр контрактов (в случае представления информации об изменении контракта).
Сотрудник Управления после проведения контроля всех полученных сведений об объекте формирует в своем личном кабинете результат контроля — уведомление о соответствии контролируемой информации или протокол несоответствия и направляет его субъекту контроля. В отношении объектов контроля, содержащих сведения, составляющие государственную тайну и не подлежащие размещению в Единой информационной системе в сфере закупок, при их направлении субъектами контроля на согласование в порядке, предусмотренном для таких сведений (на бумажном носителе), процедуры контроля ведутся вручную.
Результаты
Функции контроля по части 5 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ осуществляются в Управлении сотрудниками отделов, занимающимися операциями по ведению лицевых счетов организаций-клиентов, в отношении тех же организаций, по лицевым счетам которых они проводят кассовые операции. Всего в Управлении в настоящее время контроль осуществляется в отношении 943 субъектов контроля.
За период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года в Управление поступило 199,8 тысячи документов для осуществления контроля по части 5 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ (таблица). Основная часть документов, поступивших на контроль, а именно 84,5 тысячи документов — это информация о контрактах. Количество извещений и документаций о закупке составило 40,3 тысячи документов, планов закупок и планов-графиков — 26,7 и 30 тысяч соответственно, протоколов — 18,2 тысячи документов.
Из 199,8 тысячи документов, поступивших на контроль, 177,2 тысячи документов успешно прошли контроль, а в отношении 22,5 тысячи документов были сформированы протоколы о несоответствии контролируемой информации.
Таблица. Количество документов, поступивших на контроль в
Направлено |
Статус «контроль пройден» |
Статус «контроль |
|
Планы закупок |
26 670 |
21 753 |
4917 |
Планы-графики закупок |
30 015 |
27 916 |
2099 |
Извещения и документация |
40 328 |
39 173 |
1155 |
Протоколы (до 01.07.2018) |
18 234 |
18 109 |
125 |
Проекты контрактов (с 01.07.2018) |
21 |
20 |
1 |
Информация о контрактах |
84 488 |
70 264 |
14 224 |
Всего |
199 756 |
177 235 |
22 521 |
Автоматизация
В 2018 году Федеральное казначейство внедрило интеграционные сервисы автоматизированного контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ, позволяющие осуществлять информационное взаимодействие сервиса автоматизированного контроля Единой информационной системы в сфере закупок с автоматизированной системой Федерального казначейства в части обмена информацией по документам «Сведения из плана закупок», «Результат контроля остатков ЛБО», а также с Государственной информационной системой «Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях» в части обмена информацией по документу «План финансово-хозяйственной деятельности».
Совершенствование функционала Единой информационной системы в сфере закупок позволило реализовать возможность автоматического контроля планов-графиков закупок; протоколов определения поставщика, подрядчика, исполнителя; извещений и (или) документации о закупке; проектов контрактов.
Кроме того, на текущий момент в Единой информационной системе в сфере закупок для всех организаций федерального уровня реализован функционал по формированию принимаемых (принятых) бюджетных обязательств, а для контролеров — по осуществлению проверки принимаемого (принятого) к учету бюджетного обязательства на соответствие информации о бюджетном обязательстве документу-основанию.
Причины формирования протоколов несоответствия
Мониторинг сведений и документов, размещенных в Единой информационной системе в сфере закупок, помог определить наиболее распространенные причины формирования протоколов о несоответствии контролируемой информации:
в планах закупок — это несоответствие информации об объеме финансового обеспечения, включенного в план закупок, информации об объеме финансового обеспечения, утвержденной и доведенной до заказчика;
в планах-графиках закупок — несоответствие информации об идентификационном коде закупки, объеме финансового обеспечения, содержащейся в плане-графике, информации, содержащейся в плане закупок;
в извещениях и документации о закупке — несоответствие суммы, указанной в извещении о закупке, сумме в плане-графике по соответствующему идентификационному коду закупки; отсутствие в плане-графике идентификационного кода закупки, указанного в извещении о закупке;
в протоколах определения поставщика, подрядчика, исполнителя — превышение суммы, указанной в протоколе, над суммой, указанной в извещении о закупке; несоответствие идентификационного кода закупки в протоколе и в извещении о закупке;
в информации о контрактах — неверная дата заключения контракта; отсутствие идентификационного кода закупки в контракте; указание в представленной информации о контракте номера контракта, отличного от номера контракта в приложенном документе; несоответствие наименования поставщика, индивидуального номера налогоплательщика.
С того момента, как органы Федерального казначейства начали осуществлять контроль, предусмотренный частью 5 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ, прошло более двух лет. И сегодня можно однозначно утверждать, он привел к повышению уровня финансовой дисциплины субъектов контроля. А сам механизм осуществления контроля позволил предотвратить нарушения законодательства в сфере закупок и, как следствие, избежать наложения штрафных санкций на заказчиков.
Таким образом, контроль в соответствии с частью 5 статьи 99 Федерального закона № 44‑ФЗ стал еще одним барьером, препятствующим совершению государственными и муниципальными заказчиками нарушений нормативных правовых актов в сфере закупок.
[1] Исчерпывающий перечень атрибутов определен в пунктах 13 и 14 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1084.