Стратегический подход к аудиту в практике КСП Волгограда
Необходимость достижения национальных целей вносит свои изменения в подходы как к государственному, так и к муниципальному управлению. Органы местного самоуправления должны не только реализовывать мероприятия национальных проектов, но и смещать акценты своей деятельности на диагностику возникающих при этом проблем и поиск их оперативных решений. По мнению сотрудников Контрольно-счетной палаты Волгограда муниципальным контрольно-счетным органам необходимо включаться в эту работу и помимо роли ревизора начать выполнять роль партнера органов местного самоуправления, используя передовые практики аудита для оказания содействия в достижении национальных целей и целей национальных проектов.
Александр Иванович МОРДВИНЦЕВ, председатель Контрольно-счетной палаты Волгограда, кандидат экономических наук, доцент
Елена Васильевна НАДТОЧИЙ, начальник сводно-аналитического отдела Контрольно-счетной палаты Волгограда, кандидат экономических наук
Дмитрий Сергеевич ПОЛЯКОВ, аудитор Контрольно-счетной палаты Волгограда
Необходимость достижения национальных целей вносит свои изменения в подходы как к государственному, так и к муниципальному управлению. Органы местного самоуправления должны не только реализовывать мероприятия национальных проектов, но и смещать акценты своей деятельности на диагностику возникающих при этом проблем и поиск их оперативных решений. По мнению авторов статьи, муниципальным контрольно-счетным органам необходимо включаться в эту работу и помимо роли ревизора начать выполнять роль партнера органов местного самоуправления, используя передовые практики аудита для оказания содействия в достижении национальных целей и целей национальных проектов.
Счетная палата РФ согласно стратегии своего развития планирует наращивать долю стратегического аудита в общем объеме контрольных и аналитических мероприятий. Разрабатывается и соответствующее методологическое обеспечение реализации полномочия по стратегическому аудиту. Как указано в документе «Основные направления деятельности СП РФ на
Согласно материалам конференции ИНТОСАИ (Московская декларация. XXIII Конгресс ИНТОСАИ), которая проходила в Москве в сентябре 2019 года, стратегический подход к аудиту — это оценка зрелости системы управления (соответствие целей, задач, показателей и т. д. стратегических документов), реализации стратегических документов, выявление рисков недостижения целей развития, сигнализация органам власти об этих рисках и разработка предложений по управлению ими. Стратегический подход к аудиту реализуется в ходе разных мероприятий по отдельным темам и предусматривает их проведение независимо друг от друга. Данные мероприятия могут основываться на различных методологиях (экспертно-аналитические, контрольные мероприятия, аудит эффективности). В совокупности анализ результатов таких мероприятий дает возможность сделать выводы, отражающие комплексную проблематику проверяемой сферы, и сформировать предложения, имеющие стратегическое значение (рисунок 1).
По нашему мнению, выводы КСО, отражающие комплексную проблематику проверяемой сферы, и предложения, имеющие стратегическое значение, в конечном итоге должны способствовать системному управлению территорией (рисунки 2, 3).
Рассмотрим опыт Контрольно-счетной палаты Волгограда (далее КСП, Палата) по формированию предложений по итогам мероприятий с использованием элементов стратегического подхода к аудиту.
Пример 1
В 2019 году Палата провела два мероприятия в сфере строительства:
1) экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ незавершенного строительства в Волгограде по состоянию на 1 января 2019 года»;
2) контрольное мероприятие «Аудит эффективности использования бюджетных средств, направленных на создание объектов капитального строительства в Волгограде».
По их итогам КСП сформулировала свои предложения.
1) В частности, Палата рекомендовала формировать муниципальные программы по строительству объектов социальной сферы на основе документов стратегического и территориального планирования, а также программы комплексного развития социальной инфраструктуры в Волгограде, утвержденной на
2) Также Палата предложила разработать муниципальные правовые акты с учетом представленных аудиторами примеров лучших практик других муниципальных образований, регламентирующих:
- процессы передачи объектов и определение их балансодержателей с учетом технических характеристик всего создаваемого имущества, а не только здания;
- порядок действий при списании, демонтаже, ликвидации объектов незавершенного строительства.
Реализация данных предложений будет способствовать организации системной работы по сокращению объема и количества объектов незавершенного строительства.
Аналогичные предложения были высказаны Л. И. Балашевой в предыдущем номере журнала «Финконтроль». В частности, председатель КСП города Краснодара отмечала необходимость единообразного рамочного нормативно-правового регулирования порядков:
- списания затрат по объектам незавершенного строительства и непригодным для дальнейшего строительства;
- приема-передачи документов и их состава при смене руководителя организации в бюджетном секторе.
Пример 2
В
1) «Проверка эффективности использования в 2017 году финансовых средств муниципальными образовательными учреждениями Волгограда, осуществляющими предоставление дошкольного и общего образования по основным общеобразовательным программам»;
2) «Проверка отдельных вопросов деятельности в 2018 году муниципальных бюджетных учреждений, подведомственных комитету молодежной политики и туризма Администрации Волгограда, в том числе эффективности управления муниципальным имуществом Волгограда, находящимся в их оперативном управлении».
По итогам КСП предложила разработать муниципальную программу по развитию материально-технической базы МОУ Волгограда, предусматривающую проведение капитального ремонта и реконструкции зданий. Данное предложение частично реализовано. В программе «Развитие образования на территории Волгограда» предусмотрены расходы на проведение капитального ремонта зданий МОУ в целях развития их материально-технической базы.
Пример 3
По итогам проверки исполнения работ по благоустройству общественных территорий в рамках реализации мероприятий муниципальной программы «Формирование современной городской среды» КСП выявила проблемы по содержанию вновь созданных объектов благоустройства, а именно отсутствие достаточного объема финансирования на данные цели. В таких условиях высока вероятность рисков утраты или ухудшения состояния объектов (общественных территорий) и, как следствие, неэффективного использования бюджетных средств, связанных с расходами на создание объектов и на восстановление их надлежащего состояния. Палата предложила предусматривать в бюджете Волгограда дополнительные ассигнования учреждениям, осуществляющим содержание объектов благоустройства, на их содержание.
Пример 4
В заключении о результатах внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Волгограда за 2018 год Палата отметила отсутствие детального анализа вклада муниципальных программ в достижение приоритетных целей, определенных Стратегией социально-экономического развития Волгограда до 2030 года. Также Палата предложила альтернативные варианты достижения стратегических целей. В целях повышения эффективности бюджетных расходов для достижения стратегических целей развития Палата рекомендовала рассмотреть целесообразность и возможность отбора муниципальных программ Волгограда в качестве пилотных для внедрения проектного управления их реализации.
Пример 5
В заключении о результатах внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Волгограда за 2019 год Палата указала на отсутствие единого подхода по отражению муниципальной составляющей региональных проектов в паспортах муниципальных программ.
С целью определения единого подхода к отражению федеральных (региональных) проектов в паспортах муниципальных программ Контрольно-счетная палата Волгограда предложила рассмотреть целесообразность закрепления соответствующей нормы в муниципальных правовых актах.
Местное самоуправление под контролем
Важно отметить, что для реализации предложений Палаты, сформулированных по итогам проведения мероприятий, мы тесно взаимодействуем с руководством органов местного самоуправления. Так, комитеты Волгоградской городской думы проводят анализ достаточности (недостаточности) мер, принятых Администрацией Волгограда по устранению выявленных КСП нарушений и недостатков. Кроме того, исполнение Администрацией Волгограда части предложений Палаты при необходимости ставится на внутренний контроль профильных комитетов Волгоградской городской думы.