Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно

Для пользы всему государству

В условиях пандемии Счетная палата РФ, как и другие органы государственной власти и ведомства, изменила формат работы: для 90 процентов сотрудников был организован дистанционный режим, приостановлены проверки до 1 июля. Новый формат ни коим образом не сказался на эффективности работы аудиторов. О том, какие мероприятия Счетная палата проводит в текущем году, о планах на перспективу журналу «Финконтроль» рассказала заместитель председателя Счетной палаты РФ Галина Сергеевна ИЗОТОВА.

— Галина Сергеевна, как пандемия повлияла на деятельность главного контролера страны? План мероприятий вы изменили?

— В сложившейся эпидемиологической обстановке мы, безусловно, пересмотрели работу на второе полугодие. В целом общая статистика по плану на 2020 год существенно не изменилась: мы проведем свыше 400 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе сохранится количество мероприятий по поручениям и обращением Президента РФ и палат Федерального собрания РФ. Счетная палата, безусловно, продолжает вести работу по мониторингу нацпроектов и достижения наццелей.

Несмотря на новые условия, мы не сместили приоритеты и не расстались ни с одной из заявленных в плане тематик, пересмотрели лишь подходы к проведению мероприятий в силу невозможности выездов в регионы. Следует отметить, что перенос проверок на более позднее время, как и переход на дистанционный режим работы, является общепринятой мировой практикой для высших органов аудита других стран: 80 процентов ВОА перешли на удаленный режим работы, треть заявили о переносе или приостановке проверок.

В текущем году мы реализовали очень важное решение коллегии Счетной палаты по организации отдельного направления: аудита здравоохранения. В сложившихся обстоятельствах это приобрело особую актуальность. В рамках данного направления мы фокусируем внимание на аудите первичного звена оказания медпомощи, системы ОМС, программы госгарантий и лекарственного обеспечения. Кроме того, в соответствии с предложениями Президента РФ и парламента мы также запланировали ряд дополнительных мероприятий по контролю над расходованием бюджетных средств, выделенных на противодействие коронавирусной инфекции, на выплаты врачам. Для мониторинга и оценки антикризисных мер в план также добавлены мероприятия в сферах государственной гарантийной поддержки отраслей экономики, исполнения программ государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации, поддержки рынка ипотечного кредитования и жилищного строительства.

В плановом режиме мы продолжили деятельность по взаимодействию с различными ведомствами в рамках специальных рабочих групп. Так, например, активно ведется работа с Федеральным казначейством в части функционирования рабочей группы по вопросам государственного финансового контроля, в рамках которой мы обсуждаем совместное планирование мероприятий по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений бюджетного законодательства, рассматриваем вопросы проведения совместных контрольных мероприятий на объектах, представляющих взаимный интерес.Особый акцент в нашем взаимодействии сделан на анализ и оценку рисков в финансово-бюджетной сфере, а также вопросы нормативно-правового регулирования и методического обеспечения госфинконтроля.

— В 2019 году Счетная палата РФ провела масштабное мероприятие по анализу объектов незавершенного строительства, по итогам которого были разработаны системные предложения Правительству РФ. Данные предложения реализованы?

— В текущем году мы проводим аналогичное мероприятие и по предварительным результатам видим, что наши системные предложения остаются, к сожалению, нереализованными: в законодательстве так и не закреплено понятие «незавершенное строительство», не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, ответственный за данную проблематику. Также не решен вопрос о присвоении уникальных идентификационных номеров объектам капитального строительства. А по этим номерам можно было бы отследить все этапы жизненного цикла любого объекта: от принятия решения о его создании до ликвидации. Не установлены критерии и порядок принятия решения о способе вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства.

4,4 тысячи нарушений на сумму 884,6 миллиарда рублей выявила Счетная палата РФ в 2019 году

Кроме того, еще в январе текущего года разработанный Правительством РФ на основании системных предложений Счетной палаты план мероприятий по сокращению объема и количества ОНС до настоящего времени не утвержден. При этом, анализ данных отчетности на 1 января 2020 года показывает, что, несмотря на принимаемые органами исполнительной власти меры, количество брошенных объектов и долгостроя не сокращается.

— То есть тема незавершенного строительства по-прежнему находится в вашем поле зрения? На каких аспектах этой проблемы сосредоточено внимание Счетной палаты в этом году?

— Да. В текущем году незавершенное строительство выделено в качестве одного из приоритетных направлений деятельности Счетной палаты. Мы проанализируем меры, принимаемые органами исполнительной власти для сокращения объемов и количества объектов незавершенного строительства, а также исполнения соответствующих поручений Президента и Правительства РФ. Мы осуществляем мониторинг за реализацией заинтересованными федеральными и региональными органами исполнительной власти системных предложений Счетной палаты.

Кстати, в 2019 году на портале Счетной палаты мы запустили информационный ресурс «Мониторинг незавершенного строительства», где размещены открытые актуальные данные по объектам незавершенного строительства на федеральном уровне и в разрезе регионов. До конца текущего года мы планируем модернизировать данный ресурс, запустив сервис пообъектного анализа объектов незавершенного строительства в России.

4,5 миллиарда рублей в 2019 году возвращено в бюджетную систему России благодаря контрольной деятельности Счетной палаты РФ

— А какие вопросы планируете рассмотреть в рамках такой, тоже приоритетной тематики проверок, как бюджетный федерализм?

— В рамках данного направления мы запланировали не только проведение экспертно-аналитических мероприятий, но и обсуждение наших идей и предложений с представителями палат Федерального собрания, органов исполнительной власти и экспертного сообщества. В этом году по поручению Государственной думы Счетная палата проводит экспертно-аналитическое мероприятие по анализу достаточности и эффективности влияния межбюджетных трансфертов на реализацию национальных проектов и Послания Президента РФ Федеральному собранию.

Также в настоящее время проводим анализ состояния государственного долга субъектов РФ и определяем перспективы его оптимизации. Итоговые предложения по изменению отношений между публично-правовыми образованиями будут вырабатываться при участии представителей Совета Федерации и Государственной думы, органов исполнительной власти и экспертного сообщества.

Мы уверены, что реализация задач направления будет способствовать выработке сбалансированных решений по развитию бюджетного федерализма и поэтапному принятию Правительством РФ и Федеральным собранием решений, направленных на укрепление финансовой самостоятельности субъектов РФ и повышение качества управления финансовой помощью на федеральном и региональном уровнях.

— Как известно, Счетная палата ежемесячно в оперативном режиме проводила экспертно-аналитические мероприятия по национальным проектам. Как складывается ситуация в настоящее время? Пандемия не отвлекла внимание от данной темы?

— Мониторинг национальных целей и национальных проектов является для Счетной палаты одной из важнейших задач. Мы оперативно отслеживаем уровень достижения показателей, а также обновляем данные, размещенные на специальной информационной панели на нашем официальном портале (ng.ach.gov.ru). Ежемесячно издаем Дайджест мониторинга национальных целей, июльский номер которого был посвящен новому указу Президента РФ от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Этим документом президент скорректировал перечень национальных целей развития Российской Федерации и увеличил горизонт планирования до 2030 года. Также были изменены или установлены новые показатели, характеризующие достижение национальных целей развития. Кроме того, Владимир Владимирович Путин поручил Правительству РФ до 30 октября 2020 года скорректировать (разработать) национальные проекты, направленные на достижение национальных целей развития, а также пересмотреть единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года.

Счетная палата рекомендует Правительству РФ при выполнении данного поручения сосредоточиться на решении системных проблем в достижении национальных целей и реализации национальных проектов. В частности, обратить внимание на необходимость изменить модель управления реализацией нацпроектов, провести структурные и институциональные реформы, расширить набор инструментов реализации, вовлечь в работу регионы и установить обоснованные значения целевых показателей для них.

В январе — июле Счетная палата провела экспертно-аналитическое мероприятие с оценкой достижения национальных целей по снижению бедности и росту реальных доходов населения до 2024 года. В настоящее время мы заканчиваем экспертно-аналитические мероприятия по мониторингу реализации национальных проектов. Кроме того, Счетная палата ежеквартально готовит оперативный доклад об исполнении федерального бюджета, который включает в себя в том числе анализ исполнения расходов на реализацию национальных, федеральных проектов и комплексного плана. Ознакомиться с докладом также можно на официальном сайте Счетной палаты.

— А вот в регионах система мониторинга и контроля реализации национальных проектов отсутствует, и Счетная палата неоднократно на это указывала. Понятно, что у региональных счетных органов другой потенциал. Оказываете ли вы методологическую поддержку коллегам из регионов?

— Счетная палата оказывает серьезную методологическую поддержку КСО по вопросам анализа исполнения национальных проектов. Мы не только подготовили методическую базу для применения, но и провели в течение 2019 года во всех федеральных округах стратегические сессии, семинары-совещания, а также рабочие встречи по актуальным вопросам деятельности региональных контрольно-счетных органов. В этих мероприятиях участвовали как представители КСО регионов и муниципальных образований, так и непосредственные участники процесса реализации национальных проектов, а также представители экспертного сообщества, ОНФ, региональных общественных палат, органов прокуратуры.

Итоги обсуждений в рамках данных мероприятий легли в основу концепции контроля региональных проектов контрольно-счетными органами субъектов РФ. Данный документ разработан комиссией Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ по вопросам методологии. В текущих условиях работа по методической поддержке контрольно-счетных органов продолжается с использованием дистанционных площадок.

— Какие меры предпринимаются для гармонизации деятельности счетных органов?

— Спектр нашей работы с контрольно-счетными органами по совершенствованию и гармонизации деятельности весьма широк. Остановлюсь сегодня на двух основных моментах. Во-первых, на вопросе согласованности федерального законодательства о внешнем государственном и муниципальном аудите (контроле). Речь идет о внесении изменений в Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 6‑ФЗ. С момента принятия данного закона прошло почти десять лет. За это время бюджетное законодательство претерпело значительные изменения, модернизировались подходы к государственному управлению, внедрены новые методы решения задач по обеспечению устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, основанные на стратегическом планировании. Контрольно-счетные органы за это время тоже накопили много интересного опыта. Однако, к сожалению, законодательная база на федеральном уровне отстает от потребностей практики, тормозит развитие контрольно-счетных органов и выполнение ими их полномочий. В 2013 году вступил в силу новый Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации», существенно расширивший полномочия ведомства, в том числе в отношении контрольно-счетных органов. Вместе с тем за это время Федеральный закон № 6‑ФЗ концептуально не обновлялся. Точечные изменения, которые в него вносились, не оказывали какого-либо значимого влияния на деятельность контрольно-счетных органов.

Сегодня речь идет о внесении изменений в Федеральный закон № 6-ФЗ, в текущем году мы планируем уделить данному вопросу особое внимание и надеемся, что к концу года мы выйдем на «финишную прямую» и законопроект будет принят. Счетная палата совместно с контрольно-счетными органами субъектов РФ подготовила предложения в данный законопроект. Изменения направлены на создание единого правового пространства государственного и муниципального аудита, укрепление организационной и функциональной независимости контрольно-счетных органов, повышение эффективности их деятельности.

Второй большой блок нашей работы в этой части связан с концепцией взаимодействия Счетной палаты и контрольно-счетных органов субъектов РФ, в основе которой лежит многолетний практический опыт взаимодействия ведомства с контрольно-счетными органами и результаты интенсивных внутренних обсуждений. Активная работа над этим документом началась еще в прошлом году. После рассмотрения концепции на заседании коллегии палаты 30 июня 2020 года она была утверждена председателем Счетной палаты РФ Алексеем Леонидовичем Кудриным. Концепция рассчитана на среднесрочный период и включает в себя семь ключевых сфер: совместный аудит (контроль), методологию, профессиональные компетенции, единую цифровую среду, процессы организации взаимодействия с контрольно-счетными органами внутри Счетной палаты, культуру, публичность и открытость, а также профессиональную этику и противодействие коррупции.

Ряд ключевых моментов, заложенных в концепции на 2020 год, мы выделили в отдельный проект «Контрольно-счетные органы», который реализуется под моим непосредственным кураторством. В рамках данного проекта — четыре крупных направления: совершенствование федерального законодательства, регламентирующего организацию и деятельность контрольно-счетных органов, совершенствование внутри Счетной палаты процессов организации взаимодействия с КСО, содействие профессиональному развитию сотрудников КСО, а также разработка информационно-справочного сервиса «Профиль КСО» на одноименном портале.

Ключевым подходом в реализации концепции является развитие принципов и среды взаимодействия. Мы рассчитываем, что этот документ станет для Счетной палаты и контрольно-счетных органов базовым ориентиром в нашей совместной работе.

— Некоторые эксперты считают, что 75 процентов всех нарушений можно профилактировать с помощью информационных систем. Не за горами то время, когда так называемая цифровизация может обесценить работу ревизоров?

— В данном аспекте 75 процентов — не столько количество нарушений, предотвращаемых с помощью автоматизированных инструментов работы с данными, сколько доля рутинной ручной работы, от которой реально освободить инспектора уже сейчас, на первом этапе цифровой трансформации контрольно-счетных органов. В Счетной палате для решения подобных задач создан специальный Департамент цифровой трансформации. Его стратегической целью помимо автоматизации инспекторского труда является значительное повышение качества деятельности с помощью современных цифровых инструментов. Например, с помощью средств предиктивной аналитики, позволяющих с высокой точностью автоматически распознать подозрительные транзакции и указать на них инспектору.

Что касается обесценения работы ревизоров, то смею заверить вас, что цифровая трансформация, напротив, призвана повысить эффективность и ценность труда наших профессионалов. Ведь после того, как в результате диджитализации уйдет техническая рутина, можно будет, во-первых, в разы увеличить количество проверочных мероприятий, приходящихся на одного инспектора, конечно, без потери качества проверок. Например, там, где раньше обходились периодической выборочной проверкой, можно будет тем же штатом осуществлять полный и непрерывный финансовый контроль. Во-вторых, инспектор сможет посвятить освободившееся рабочее время деятельности более высокого уровня: стать не столько ревизором, сколько консультантом по решению стратегических задач объекта, антикризисному управлению и прочему.

Действительно, важным аспектом цифровой трансформации Счетной палаты является обеспечение открытости данных. Сейчас в режиме реального времени можно наблюдать за результатами наших проверок и исполнением решений на нашем официальном портале. В качестве примера приведу также проект «Госрасходы», представляющий собой удобный агрегатор данных о государственных финансах, позволяющий ознакомиться с доступно изложенной и актуальной информацией в части госрасходов и доходов любому желающему.

— В одном из своих выступлений Алексей Леонидович Кудрин высказался о том, что замечания Счетной палаты, даже критические, это польза всему государственному организму. А нуждается ли сам главный финансовый ревизор страны в подобных замечаниях? Кто является для Счетной палаты государевым оком?

1281 количество проектов нормативных правовых актов, на которые Счетная палата РФ дала заключения в 2019 году

— В рамках выполнения одной из важнейших стратегических задач Счетной палаты по укреплению культуры публичности и открытости процессов принятия государственных решений с текущего года мы публикуем заключения об исполнении бюджета главными распорядителями бюджетных средств. Поскольку Счетная палата является одним из ГРБС, безусловно, мы раскрываем данные и о себе, с которыми можно ознакомиться на нашем сайте.

Счетная палата РФ, наряду с другими администраторами средств федерального бюджета, включается в ежегодный план работы Счетной палаты РФ как объект проверки при проведении предварительного аудита при формировании проекта федерального бюджета, а также при осуществлении последующего контроля в ходе проверки исполнения федерального закона о федеральном бюджете за отчетный финансовый год. Кроме того, в Счетной палате и федеральном казенном учреждении «Центр экспертно-аналитических и информационных технологий Счетной палаты Российской Федерации» согласно ежегодному плану внутреннего финансового аудита и в соответствии с федеральным стандартом внутреннего финансового аудита проводятся аудиторские проверки. Как правило, ежегодно проводятся две аудиторские проверки.

За верностью и объективностью итогов ежегодной проверки собственного исполнения бюджета Счетной палатой следит Главное контрольное управление Президента РФ.

Подготовила О. В. ИЗУТОВА

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено