Актуальные вопросы ВГ(М)ФК

27 апреля впервые за долгое время представители профессионального сообщества финансовых контролеров собрались в Москве на заседании Совета по вопросам совершенствования внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при Федеральном казначействе.

Сопредседатель совета, заместитель руководителя Федерального казначейства Э. А. Исаев (презентация доклада) рассказал о том, что было сделано в течение прошлого года для развития и совершенствования внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Это внесение некоторых способствующих повышению эффективности контроля поправок в Бюджетный кодекс, утверждение семи стандартов. Кроме того, в 2019 году была создана совместная рабочая группа Федерального казначейства и Счетной палаты РФ. В течение 2020 года она значительно продвинулась в решении общих для внешнего и внутреннего контролеров вопросов. Например, были синхронизированы классификаторы нарушений, определены общие понятия нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств.

В ближайшее время будут разработаны методические рекомендации к некоторым стандартам и утверждены типовые формы документов, применяемых в процессе контрольной деятельности

О том, какая работа продолжается на пути к построению перспективной модели внутреннего государственного финансового контроля, доложил заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России С. С. Бычков (презентация доклада). В частности, как сказал Станислав Сергеевич, на повестке дня — разработка методических разъяснений по некоторым принятым федеральным стандартам. Кроме того, нужны утвержденные нормативными правовыми актами Минфина России формы документов, применяемых в процессе контрольной деятельности. Бычков обозначил и некоторые проблемные зоны осуществления ВГМ(Ф)К. Уже несколько лет идет разговор о необходимости акцентирования на предварительном контроле. На заседании совета представитель Минфина России рассказал о том, что планируется сделать для его развития в методологическом плане.

Сопредседатель совета, начальник Главного контрольного управления Москвы Е. А. Данчиков (презентация доклада) поднял важный вопрос о необходимости наделения внутренних государственных контролеров регионов и муниципалитетов правом доступа к некоторым информационным ресурсам Федерального казначейства. «Мы знаем, что Федеральное казначейство может видеть, отслеживать и анализировать любую закупку. Хотелось бы обсудить вопрос, связанный с подключением контрольных органов к соответствующему аналитическому блоку. Когда ревизоры в рамках полномочий по государственному финансовому контролю выходят на проверки, они всегда захватывают большой блок закупок. И, если бы такой инструментарий был у региональных контролеров, это было бы большим подспорьем и помощью в нашей текущей работе. Нам очень часто не хватает такой аналитики, которая позволила бы четко, более концентрированно видеть цель проверки и задавать более конкретные и предметные вопросы своим коллегам — представителям объектов контроля», — подчеркнул Данчиков. Кроме того, Евгений Александрович отметил, что единство классификаторов важно не только для Счетной палаты и Федерального казначейства, но и для Федерального казначейства и регионального контроля. Наработки в этом направлении уже есть, и достаточно значимые. И, как пообещал главный контролер столицы, возглавляемая им рабочая группа совета займется этим вопросом незамедлительно. «Мы уже сделали общую структуру классификатора. Следующий шаг — пройтись по конкретным видам нарушений, конкретным квалификациям и сделать интегрированный классификатор. По сути, это будет общая связка классификатора Счетной палаты, Федерального казначейства и региональных классификаторов», — сказал Данчиков.

Доклад заместителя руководителя Федерального казначейства А. Т. Катамадзе (презентация доклада) был посвящен текущим наработкам ФК по контрольно-надзорной деятельности в сфере государственных закупок и ключевым планам ведомства, которые в ближайшее время предстоит реализовать. Кроме того, Катамадзе детально остановилась на изменениях, которые вносит в регулирование закупок оптимизационный закон, и рассказала, как эти новации будут влиять на работу контрольных органов.

Особый интерес у присутствующих вызвали инструменты, которые внедряет ФК для целей аналитики — в частности, работа такой подсистемы ЕИС, как риск-мониторинг. Эта подсистема закрытая. Сейчас ее использует центральный аппарат ФК в том числе для принятия решений о том, какие ориентировки выдавать региональным органам контроля и территориальным управлениям казначейства по контролю закупок. Анна Теймуразовна порадовала региональных контролеров информацией о том, что в планах Федерального казначейства — к 2022 году подключить их к риск-модулю.

Значительная часть ГАБС не видит различий между внутренним финансовым аудитом, ведомственным контролем и внутренним муниципальным финансовым контролем

Начальник Контрольно-аналитического управления в финансово-бюджетной сфере Федерального казначейства Е. В. Тарасова (презентация доклада) рассказала об итогах реализации аналитических полномочий ФК, в частности анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита. В 2020 году было проведено четыре аналитических мероприятия. Первое касалось оценки осуществления ВФА главными администраторами средств федерального бюджета. В процессе трех других была проанализирована деятельность ГАБС субъектов и муниципалитетов. В начале 2021 года уже проведено масштабное анкетирование более 35 тысяч администраторов, по результатам которого выявлены следующие проблемы:

  • отсутствие у значительной части ГАБС понимания различий между внутренним финансовым аудитом, ведомственным контролем и внутренним муниципальным финансовым контролем;
  • незнание ГАБС о наличии у них полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита;
  • отсутствие информированности ГАБС о нормативной правовой базе по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита, в том числе об издании федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
  • отсутствие функциональной независимости внутреннего финансового аудита.

На заседании совета были обсуждены вопросы целесообразности передачи полномочий по муниципальному контролю на уровень регионов, рассмотрены проблемы, возникающие у контролеров-практиков в процессе применения федеральных стандартов, инструменты, применяемые органами ВГ(М)ФК в условиях пандемии. Подробнее о всех затронутых на заседаниях совета вопросах мы расскажем в следующих материалах нашего журнала.

С. В. МАРТЫНЕНКО

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено