Общественный контроль как разновидность контроля за закупочной деятельностью
Для повышения открытости и прозрачности закупочной сферы и недопущения нарушений в отношении законодательства действует несколько форм контроля. В их числе внутренний, ведомственный и общественный контроли. О нюансах осуществления последнего рассказала Анна Владимировна Александрова, старший экономист Экспертного центра Института госзакупок.
Федеральным законом №
Так, в соответствии с данной статьей целью такого контроля является реализация принципов контрактной системы, ее развитие и совершенствование, предупреждение, выявление нарушений требований законодательства РФ о контрактной системе и информирование заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях.
Осуществлять общественный контроль вправе граждане и общественные объединения, а также объединения юридических лиц. Указанные органы общественного контроля (за исключением граждан, осуществляющих такой контроль) вправе:
- готовить предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
- проводить независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям Закона №
44-ФЗ; - обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с Законом №
44-ФЗ; - обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления;
- обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов.
Такие (запросы и иные обращения, инициированные органами общественного контроля, заказчики обязаны рассматривать в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года №
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона №
Ответ на запрос общественных контролеров заказчик должен подготовить и направить даже в том случае, если запрашиваемая информация содержится в открытом доступе в ЕИС.
Если сроки подготовки ответа на запросы общественных контролеров законодательством определены четко, то в отношении содержания запросов остаются неясности. В частности, статья 102 Закона №
К слову, статья 102 Закона №
Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в соответствии со статьей 5.59 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 тысяч рублей
Также хочется остановиться еще на одном интересном моменте. Часто общественные контролеры в своих запросах ссылаются на Федеральный закон от 21 июля 2014 года №
- Общественная палата РФ;
- общественные палаты субъектов РФ;
- общественные палаты (советы) муниципальных образований;
- общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ.
Также для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут создаваться:
- общественные наблюдательные комиссии;
- общественные инспекции;
- группы общественного контроля;
- иные организационные структуры общественного контроля.
Исходя из рассматриваемых норм, можно сделать вывод об отсутствии связи между Законом №
Также отметим, что Закон № 44-ФЗ позволяет общественным контролерам направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов, при этом заказчик обязан предоставить такую информацию. Обязанность заказчиков предоставлять какие-либо документы законодательством не установлена.