Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно

Общественный контроль как разновидность контроля за закупочной деятельностью

Для повышения открытости и прозрачности закупочной сферы и недопущения нарушений в отношении законодательства действует несколько форм контроля. В их числе внутренний, ведомственный и общественный контроли. О нюансах осуществления последнего рассказала Анна Владимировна Александрова, старший экономист Экспертного центра Института госзакупок.

Федеральным законом № 44-ФЗ предусмотрены положения, направленные на противодействие коррупции. В частности, контроль в сфере закупок предусматривает общественный контроль за соблюдением требований законодательства РФ о контрактной системе. Наделение общественности правами на осуществление контроля за деятельностью заказчиков, работающих в правовом поле Закона № 44-ФЗ, стало инновационной нормой законодательства о контрактной системе. Общественный контроль в сфере закупок регулируется статьей 102 Закона № 44-ФЗ.

Так, в соответствии с данной статьей целью такого контроля является реализация принципов контрактной системы, ее развитие и совершенствование, предупреждение, выявление нарушений требований законодательства РФ о контрактной системе и информирование заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях.

Осуществлять общественный контроль вправе граждане и общественные объединения, а также объединения юридических лиц. Указанные органы общественного контроля (за исключением граждан, осуществляющих такой контроль) вправе:

  • готовить предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
  • проводить независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям Закона № 44-ФЗ;
  • обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с Законом № 44-ФЗ;
  • обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления;
  • обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов.

Такие (запросы и иные обращения, инициированные органами общественного контроля, заказчики обязаны рассматривать в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона № 59-ФЗ письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления. На подготовку ответа дается 30 дней со дня регистрации.

Ответ на запрос общественных контролеров заказчик должен подготовить и направить даже в том случае, если запрашиваемая информация содержится в открытом доступе в ЕИС.

Если сроки подготовки ответа на запросы общественных контролеров законодательством определены четко, то в отношении содержания запросов остаются неясности. В частности, статья 102 Закона № 44-ФЗ не содержит исчерпывающего перечня информации, которую общественные контролеры могут запросить у заказчиков. Получается, контролеры могут затребовать даже ту информацию, размещение которой предусмотрено в ЕИС в сфере закупок? Наличие информации в ЕИС не освобождает заказчиков от обязанности рассматривать поступившие запросы в соответствии с частью 4 статьи 102 Закона № 44-ФЗ и направлять ответы в соответствии с нормами Закона № 59-ФЗ. Исключение составляют закупки товаров, работ, услуг, содержащие секретные сведения, распространение которых наносит ущерб безопасности государства. Если нет возможности подготовить ответ по существу поставленного в обращении вопроса без разглашения сведений, составляющих государственную тайну, то заказчик указывает это в ответе на запрос.

К слову, статья 102 Закона № 44-ФЗ обязывает общественных контролеров обеспечивать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами и которая стала им известна в ходе осуществления общественного контроля.

Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в соответствии со статьей 5.59 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 тысяч рублей

Также хочется остановиться еще на одном интересном моменте. Часто общественные контролеры в своих запросах ссылаются на Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и обязанность заказчика направить в ответ на такой запрос интересующую контролеров информацию и документы. Имеют ли право на подобные действия органы общественного контроля в сфере закупок? Мы считаем, что положения Закона № 212-ФЗ не имеют ничего общего с общественным контролем, осуществляемым в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Для подтверждения данной позиции обратимся к статье 9 Закона № 212-ФЗ, в которой перечислены субъекты общественного контроля, а именно:

  • Общественная палата РФ;
  • общественные палаты субъектов РФ;
  • общественные палаты (советы) муниципальных образований;
  • общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ.

Также для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут создаваться:

  • общественные наблюдательные комиссии;
  • общественные инспекции;
  • группы общественного контроля;
  • иные организационные структуры общественного контроля.

Исходя из рассматриваемых норм, можно сделать вывод об отсутствии связи между Законом № 212-ФЗ и общественным контролем, осуществляемым в соответствии со статьей 102 Закона № 44-ФЗ.

Также отметим, что Закон № 44-ФЗ позволяет общественным контролерам направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов, при этом заказчик обязан предоставить такую информацию. Обязанность заказчиков предоставлять какие-либо документы законодательством не установлена.


Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено