Проекты по благоустройству — в зоне риска

Контрольно-счетная палата Архангельской области большое значение отводит проверкам использования межбюджетных трансфертов, направленных на реализацию мероприятий федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». В этой статье Людмила Владимировна Колмогорова, заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Архангельской областирассказывает, какие нарушения преобладают в данной сфере и какие рекомендации дают аудиторы.

Мероприятия федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», являющегося частью национального проекта «Жилье и городская среда»в Архангельской области реализуются в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды в Архангельской области» региональной госпрограммы «Формирование современной городской среды в Архангельской области». Контрольно-счетная палата Архангельской области ежегодно контролирует реализацию вышеназванного федерального проекта. С 2022 по текущий год мы провели четыре контрольных мероприятия. Два из них прошли в областном центре, городе Архангельске, и два — в муниципальных районах Няндомском и Вельском. Проверки в муниципалитетах были посвящены проверке реализации проектов победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Так, в 2022 году в зону нашего внимания попал проект по восстановлению комплекса первоначальных построек на станции Няндома (Вологодско-Архангельской линии Северной железной дороги), а в 2023 году — проект «Новый старый Форштадт» в городе Вельске. Подробнее рассмотрим результаты трех контрольных мероприятий.

Общий объем проверенных бюджетных средств составил 651,8 миллиона рублей. Выявлено нарушений на 51,9 миллиона рублей, из них нецелевое использование — 11,5 миллиона рублей.

Средства федерального бюджета на реализацию проектов предоставлялись на основании Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку государственных региональных и муниципальных программ формирования современной городской среды.

Няндома

Как было сказано выше, первая проверка реализации мероприятий федерального проекта по формированию комфортной городской среды состоялась в 2022 году. В рамках данного мероприятия мы проверяли соблюдение бюджетного и иного законодательства при расходовании бюджетных средств на реализацию отдельных мероприятий госпрограммы «Формирование современной городской среды в Архангельской области» по благоустройству территорий Няндомского муниципального района.

Объем проверенных средств составил 82,6 миллиона рублей. В ходе проверки мы установили, что адресный перечень территорий муниципальной программы не соответствовал адресному перечню дворовых и общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству. Этот перечень утвержден приложением № 7 к госпрограмме «Формирование современной городской среды в Архангельской области». Например, в муниципальную программу было включено благоустройство площади Памяти, а в адресном перечне госпрограммы это мероприятие отсутствовало. Или другой пример: в адресный перечень госпрограммы благоустройства была включена улица 60 лет Октября с видами работ и сроками реализации, а в муниципальной программе это не предусмотрено.

В связи с тем что предоставление субсидии производилось на конкурсной основе, мы изучили ситуацию с подачей заявок на конкурс. Так, отбор проектов по благоустройству территорий необходимо было завершить не позднее 1 ноября года, предшествующего году предоставления субсидии. Однако все заявки были представлены в профильное министерство с нарушением срока, установленного правилами предоставления субсидий, то есть позднее 1 ноября 2020 года.

• В ходе контрольного мероприятия было также выявлено нецелевое использование бюджетных средств при выполнении проекта по восстановлению комплекса первоначальных построек на станции Няндома на сумму 0,3 миллиона рублей и нарушение условий расходования иного межбюджетного трансферта (далее — ИМБТ) на реализацию данного проекта в размере 6,5 миллиона рублей.

• Нарушение условий соглашений при доведении ИМБТ Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области. В нарушение соглашений суммы ИМБТ были перечислены без предоставления документов о выполненных работах. В связи с этим на конец реализации проекта (31 декабря 2021 года) на счете муниципального автономного учреждения Няндомского района — исполнителя мероприятий по благоустройству — образовался остаток целевых бюджетных средств в размере 10,8 миллиона рублей, не подтвержденный актами выполненных работ.

• Нарушение срока реализации проекта, а также графика, утвержденного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и губернатором Архангельской области.

Архангельск

Следующая наша проверка прошла в Департаменте городского хозяйства администрации городского округа «Город Архангельск». Мы проверили соблюдение бюджетного и иного законодательства при расходовании средств на реализацию отдельных мероприятий госпрограммы «Формирование современной городской среды в Архангельской области». Объем проверенного финансирования составил 151,8 миллиона рублей.

В рамках данного контрольного мероприятия мы проверили исполнение контрактов, заключенных Департаментом городского хозяйства города Архангельска для реализации мероприятий госпрограммы по благоустройству семи общественных территорий. Самым распространенным нарушением стала оплата фактически невыполненных работ. Так, например, при осмотре сквера, благоустроенного в рамках проекта, ревизоры не досчитались 15 кустов пузыреплодника, а на другом объекте не в полном объеме выполнены работы по установке бортового камня. При осмотре третьего объекта инспекторы недосчитались оборудования для благоустройства парка, а именно гамаков.

Выявили нарушения и на объекте по благоустройству набережной Северной Двины. Так, в ходе натурного осмотра сооруженного настила ревизоры обнаружили, что террасная доска, использованная для настила, имеет неоднородный цвет. Преимущественно настил состоял из досок серого цвета, на которых следы пропитки антисептиком и маслом, защищающим древесину от гниения и прочих повреждений, не просматривались. Изначально предусмотрен настил из лиственницы. Однако в ходе исполнения муниципального контракта стороны согласовали с заказчиком замену террасной доски из лиственницы без пропитки на террасную доску из ели и сосны с пропиткой, при этом стоимость и объем террасной доски остались без изменений.

Подрядчик приобрел террасную доску из сосны/ели без пропитки. В дальнейшем он самостоятельно провел работы по антисептированию и пропитке маслом приобретенной террасной доски. Чтобы оценить качество проведенных работ по антисептированию, мы организовали лабораторные испытания образцов древесины, отобранных на объекте. Целью испытания стало определение наличия и толщины слоя пропитывающих составов (антисептического средства и деревозащитного масла), присутствия (отсутствия) поражения плесенью и грибками и т. д.

Лабораторные исследования показали, что метод обработки террасной доски, примененный подрядчиком, не соответствует условиям, в которых фактически эксплуатируется террасная доска. По результатам контрольного мероприятия заказчик в адрес подрядчика направил письмо о необходимости устранения замечаний по устройству дощатого настила в рамках гарантийных обязательств со сроком устранения в части покрытия защитными составами до 1октября 2024 года.

Вельск

В 2023 году при проверке реализации проекта «Новый Старый Форштадт» в городе Вельске выявлено нецелевое использование средств (фактически невыполненных работ) на сумму 4,6 миллиона рублей. Общий объем средств, направленных на реализацию проекта, составил 206,3 миллиона рублей.

Наиболее крупное нарушение по данному объекту связано с установкой малых архитектурных форм. Их количество соответствует проекту, но к оплате их установка предъявлена дважды на сумму 2,9 миллиона рублей. Из-за отсутствия проверки откорректированных сметных отчетов на предмет достоверности сметной стоимости и, как следствие, неверного применения расценок выявлено причинение ущерба на сумму 6,6 миллиона рублей.

Об одном нарушении расскажем более подробно. Подрядчик при расчете стоимости работ по герметизации кабелей применил наиболее высокие расценки — для атомных электростанций. Поскольку в проекте герметизация соединений труб, заведенных в опоры и мачты освещения, светофорные стойки, с кабелями не предполагала требований к работам и материалам, , которые предъявляются в случае с ядерными энергоустановками и спецкорпусами АЭС, и отсутствовали усложняющие факторы, то стоимость работ определена с нарушением части 1 статьи 8.3 ГК РФ, пунктов 12, 52 методики № 421/пр. В результате излишне израсходованы бюджетные средства в размере 4,1 миллиона рублей. Соответственно, на указанную сумму причинен ущерб Архангельской области. Надо сказать, что факт применения иной расценки аудиторы впервые квалифицировали как причинение ущерба. При расчете справедливой стоимости работ мы применили расценку, более подходящую для производства таких работ: «Герметизация проходов при вводе кабелей во взрывоопасные помещения уплотнительной массой». Правомерность своих выводов мы доказывали в арбитражном суде Архангельской области. По делу № А05-3257/2024 от 21 августа 2024 года вынесено решение Арбитражного суда Архангельской области в пользу Контрольно-счетной палаты.

Кроме того, мы выявили, что в результате изменений, внесенных в проект, площадь благоустройства сократилась на 33%, а общая стоимость проекта увеличилась в 1,9 раза. В частности, стоимость оборудования детских и спортивных площадок (трибуны) увеличилась в 5–6 раз, прокладки сетей освещения и ливневой канализации — в 2,3–2,9 раза. Ну и последний факт: объект, полученный в результате выполненных работ на средства субсидии на иные цели, на момент проверки еще не был передан городскому поселению «Вельское».

В итоге

По итогам наших контрольных мероприятий можно сделать следующие выводы:

1) распространенным нарушением можно назвать нарушение сроков реализации мероприятий (проектов) и, как следствие, невыполнение утвержденных показателей, что увеличивает риск возврата бюджетных средств;

2) вносятся существенные корректировки в период реализации мероприятий по благоустройству как непосредственно мероприятий, так и объемов финансирования;

3) проекты победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях реализуются с многочисленными отличиями от первоначального плана.

По итогам контрольных мероприятий мы сформировали следующие рекомендации:

— в случае внесения изменений в проектно-сметную документацию при реализации мероприятий заказчику целесообразно провести ее повторную экспертизу;

— необходимо усилить контроль за работой по оформлению и постановке на учет вновь созданных объектов благоустройства, по передаче их балансодержателю для дальнейшей эксплуатации и содержанию;

— увеличить объемы финансирования мероприятий и, соответственно, значения показателя по количеству благоустроенных дворовых территорий.

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено