Как избежать дублирования проверок?

Каким образом можно сформировать модель взаимного признания результатов контрольной деятельности органов ВГ(М)ФК разного уровня бюджетной системы — в статье заместителя начальника отдела методологии государственного (муниципального) финансового контроля Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России Анастасии Евгеньевны Акимкиной. Материал подготовлен по результатам исследований научных сотрудников Финансового университета при Правительстве РФ, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию.

Начиная с 2013 года в рамках бюджетного законодательства активно выстраивалось правовое регулирование сферы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Перед ВГ(М)ФК стояли в том числе и такие задачи, как сбор сведений о состоянии бюджетного процесса и представление информации ответственным за его организацию органам исполнительной власти, а также оценка эффективности бюджетного процесса и выявление возможных отклонений, нарушений и недостатков. Было найдено оптимальное решение этих задач — стандартизация контрольной деятельности. В 2020 году Правительство РФ утвердило семь стандартов ВГ(М)ФК, которые создали целостную, систематизированную и гибкую модель осуществления контроля. Эти документы приняты в интересах как самих органов контроля разных уровней, так и обширного перечня объектов контроля, а также основных потребителей информации о результатах контрольной деятельности.

Но в настоящее время проблемы осуществления финансового контроля остались. Например, до сих пор сохраняется дублирование контрольных мероприятий, проводимых как органами внешнего и внутреннего госфинконтроля, так и органами ВГ(М)ФК разных уровней (федерального, регионального, местного). Вопрос об организации взаимодействия контролеров исполнительной ветви власти и контрольно-счетных органов, конечно, требует глобального рассмотрения. Но выстроить эффективное сотрудничество представителей ВГ(М)ФК разных бюджетов можно путем принятия менее масштабных решений. Одним из таких решений может стать создание условий и механизма взаимного признания результатов органами ВГ(М)ФК. Это вполне реально обеспечить в рамках федеральных стандартов ВГ(М)ФК, поскольку они регулируют деятельность органов по осуществлению ВГ(М)ФК на каждом уровне бюджетной системы. В этой связи закрепление механизма взаимодействия органов ВГ(М)ФК по признанию результатов контрольной деятельности друг друга не будет противоречить законодательству. Органы ВГ(М)ФК вправе формировать планы контрольной деятельности, а также осуществлять полномочия вне зависимости друг от друга, поэтому для создания модели взаимного признания результатов требуется введение определенных критериев.

1Для начала стоит определить, результаты каких именно контрольных мероприятий орган ВГ(М)ФК будет вправе принять при осуществлении полномочий по контролю. Для этого целесообразно закрепить в федеральных стандартах понятие идентичных контрольных мероприятий. Понятие будет содержать критерии, применяя которые к определенным мероприятиям контролеры смогут сделать вывод об их идентичности. Так, под идентичными контрольными мероприятиями могут пониматься контрольные мероприятия, проведенные в отношении одного и того же объекта контроля, предмета контроля и проверяемого периода.

Доступ ограничен

Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»

Подписаться Авторизоваться     

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено