Взаимодействие органа ВМФК и муниципальной власти


Значительную долю в общем количестве нарушений Закона № 44-ФЗ занимают нарушения, допущенные муниципальными учреждениями. Часто причина несоблюдения правил — это не злой умысел заказчика, а недостаточная его компетенция. Если муниципальная власть прислушивается к выводам и рекомендациям органа ВМФК и принимает необходимые управленческие решения, многие нарушения можно предупредить. Об эффективности такого взаимодействия рассказывает руководитель контрольно-ревизионного управления Департамента финансов администрации города Липецка Кристина Михайловна Солопова.

Департамент финансов администрации города Липецка наделен полномочиями по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля и контроля в сфере закупок.

Контрольно-ревизионное управление департамента финансов города не только проводит плановые и внеплановые контрольные мероприятия, но и для минимизации рисков совершения нарушений в дальнейшем, а также предотвращения ущерба бюджету города на постоянной основе тесно взаимодействует с органами прокуратуры и Счетной палатой города. Мы анализируем выявленные нарушения, готовим для объектов контроля обзорные письма и методические материалы для оптимизации деятельности муниципальных учреждений в сфере закупок, организуем совместные с ними совещания.

Анализ

Комиссия по противодействию коррупции в городе Липецке — одна из форм управления рисками нарушений. В сентябре 2024 года прошло заседание комиссии под председательством главы города и с участием его заместителей, представителей ГРБС и Счетной палаты города Липецка. Мы представили сводную информацию о деятельности органа контроля в сфере закупок за 2023–2024 годы. Ниже слайд из нашей презентации.

Как показали проверки соблюдения требований законодательства о контрактной системе, основные ошибки учреждений связаны с планированием и обоснованием закупок. Например, учреждения осуществляли закупки, не включенные в планы-графики. В результате был превышен доведенный совокупный годовой объем закупок, а следовательно, допущены неправомерные расходы. Некоторые заказчики превышали предельный годовой объем закупок у единственного поставщика, предусмотренный пунктом 4 части 1 статьи 93 ФЗ № 44-ФЗ. Мы выявляли несоблюдение сроков утверждения и размещения плана-графика закупок. Объекты контроля превышали нормативы цен и технических характеристик, предусмотренных нормативными затратами, а также не достигали установленных показателей объемов закупок у СМП и СОНКО в размере 25% от общего количества и составляли недостоверные отчеты о закупках у субъектов малого предпринимательства социально ориентированных некоммерческих организаций.

К системным нарушениям мы отнесли следующие:

1. Несоблюдение сроков оплаты поставленных товаров, оказанных услуг, выполненных работ. При этом  муниципальные учреждения выплатили неустойку за просрочку оплаты, что является их неэффективными расходами.

2. Нарушения при расчете неустоек, непредъявление требований к поставщикам об уплате неустоек (штрафов, пеней), непроведение работы по взысканию начисленных и предъявленных пеней и штрафов, а также их списанию.

3. Некорректный расчет Н(М)ЦК, а именно:

— принималась во внимание ценовая информация поставщика, не поставляющего товары, идентичные планируемым к закупке либо однородные с ними;

— использовались коммерческие предложения, представленные взаимозависимыми лицами, что указывает на наличие признаков аффилированности;

— Н(М)ЦК на охранные услуги рассчитывалась в нарушение порядка определения Н(М)ЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг, утвержденного приказом Росгвардии от 15 февраля 2021 года № 45.

4. Нарушения, связанные с информационным обеспечением закупочной деятельности, то есть несвоевременное размещение и неразмещение информации об исполнении муниципальных контрактов (документов о приемке, оплате поставленного товара и т. д.).

5. Нарушения, связанные с несвоевременным проведением приемки и экспертизы поставленного товара, нарушения при формировании приемочной комиссии (несоблюдение требований о численности).

Особое внимание участников заседания мы обратили на нарушения, связанные с неперечислением в бюджет города денежных средств, поступивших на лицевые счета бюджетных учреждений в результате санкций, принятых в отношении участников электронных торгов за нарушение закупочного законодательства (удержание обеспечения заявки участника закупки при проведении электронных процедур в соответствии с частью 13 статьи 44 Закона № 44-ФЗ).

Также на заседании комиссии был представлен анализ динамики нарушений в сфере закупок за девять месяцев 2023 года с аналогичным периодом 2024 года. Слайд из нашей презентации:

Анализ показал: в результате налаженного взаимодействия с учредителями и учреждениями наметилась тенденция к сокращению многих нарушений. Однако количество нарушений, установленных при заключении контрактов, увеличилось на 96%.

Реагирование

По результатам заседания комиссии глава города дал поручения руководителям ГРБС провести работу по совершенствованию закупочной деятельности в подведомственных учреждениях города, а именно:

— не допускать нарушения законодательства о контрактной системе;

— усилить взаимодействие между контрактными и финансовыми службами учреждений, принимающими участие в закупочной деятельности;

— осуществлять внутренний финансовый аудит, а также усилить ведомственный контроль за подведомственными учреждениями;

— обеспечить контроль за выполнением в установленные сроки и в полном объеме всех требований, указанных в представлениях/предписаниях, выданных Департаментом финансов администрации города Липецка.

Результаты

Следующее заседание комиссии прошло в декабре 2024 года. На этом мероприятии, также в присутствии главы города и его заместителей, мы более детально рассказали об основных нарушениях в сфере закупок. Доклад также касался исполнения главными распорядителями бюджетных средств в 2024 году представлений/предписаний, выданных в 2023 году. Слайды из нашей презентации:


Руководители ГРБС, в деятельности которых и деятельности подведомственных им учреждениях в 2023 году выявлено наибольшее количество нарушений, рассказали о том, что было сделано для исправления ситуации:

— представления/предписания исполнены в срок и в полном объеме;

— с контрактными службами всех подведомственных учреждений проведены совещания с целью недопущения в дальнейшей деятельности выявленных нарушений и предотвращения штрафных санкций;

— сотрудники, принимающие участие в закупочной деятельности, прошли курсы повышения квалификации, изучив все изменения контрактного законодательства;

— в течение 2024 года ГРБС осуществляли ведомственный контроль подведомственных учреждений. В случаях выявления признаков нарушений материалы передавались в орган контроля для дальнейшего рассмотрения;

— проводился внутренний финансовый аудит, в рамках которого даны предложения по повышению качества финансового менеджмента;

— руководители ГРБС взяли на особый контроль повышение эффективности закупочной деятельности учреждений в целях оптимизации расходов бюджета.


Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено