Опыт взаимодействия регионального и муниципального контроля
В Ивановской области налажено конструктивное взаимодействие региональной службы государственного финансового контроля с муниципальными финансовыми контролерами. О том, как на практике реализуются соглашения о сотрудничестве и взаимодействии, рассказала начальник отдела ВМФК Финансового управления администрации городского округа Кинешма Любовь Юрьевна Волкова.
Полномочия по ВМФК в Кинешме исполняет отдел внутреннего муниципального финансового контроля, который входит в состав Финансового управления администрации городского округа. Взаимодействие со Службой государственного финансового контроля Ивановской области (далее — Служба) мы осуществляем на основании соглашения. Соглашение предусматривает:
— информирование сторон в случае выявления фактов нарушений бюджетного законодательства при использовании межбюджетных трансфертов, полученных в бюджеты муниципальных образований из бюджета Ивановской области;
— разработку предложений, направленных на совершенствование и повышение эффективности внутреннего государственного финансового контроля, внутреннего муниципального финансового контроля;
— осуществление рабочих контактов, обмен опытом, проведение совместных семинаров, совещаний, создание рабочих групп.
Все муниципальные образования региона ежегодно направляют в Службу план контрольных мероприятий. Ежеквартально предоставляем информацию о результатах контрольной деятельности на территории муниципалитетов в соответствии с утвержденными формами. На постоянной основе сотрудники регионального органа ВГФК оказывают методическую, правовую и практическую помощь в виде консультаций и рекомендаций по вопросам организации и осуществления проверок.
Служба регулярно проводит коллегии, на заседаниях которой рассматриваются вопросы осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, итоги работы за отчетный год. Сотрудники Службы делают обзор выявленных нарушений, рассказывают о судебной практике. На заседания расширенной коллегии приглашаются представители Управления Федерального казначейства, Управления Федеральной антимонопольной службы, Контрольно-счетной палаты Ивановской области,
Муниципалитеты имеют возможность поделиться своим опытом, познакомиться с опытом своих коллег. Немаловажную роль играет и нематериальный стимул, лучших сотрудников муниципального контроля отмечают благодарностями.
Много нужной информации мы получаем на страницах Службы в социальных сетях. То есть мы всегда в курсе изменений законодательства, выхода новых подзаконных актов, писем Минфина России, Федерального казначейства и Федеральной антимонопольной службы. В соцсетях мы можем найти анонсы форумов, конференций и других полезных мероприятий. Так, для меня была очень полезна XIV областная практическая конференция «Контрактная система. Новая реальность», проходившая в сентябре 2024 года в Челябинске. С большой пользой для себя посмотрела трансляцию.
Благодаря такой поддержке со стороны регионального контролера качество нашей работы значительно повышается. По результатам проведения последнего анализа исполнения бюджетных полномочий, проведенного Управлением Федерального казначейства по Ивановской области, в финансовом управлении недостатков не выявлено. Поделюсь нашей практикой по выявлению и классификации нарушений.статьи 31 Бюджетного кодекса
Наша практика
Использовании субсидий на цели, не связанные с выполнением муниципального задания
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования систематически направляло работника в командировки на основании вызовов общественной спортивной организации для выполнения функций судьи, а также для участия в учебно-тренировочных мероприятиях со сборной команды России. При этом подтверждающие документы участия воспитанников учреждения в вышеуказанных мероприятиях отсутствовали.
То есть работник направлялся в командировки не в целях выполнения муниципального задания, а в целях представления интересов общественной организации. Расходы на проезд, проживание, суточные оплачивались принимающей стороной, а средний заработок при направлении работника в командировку — за счет субсидии на выполнение муниципального задания.
Оплата денежных обязательств признана нецелевым расходованием средств субсидии. По результатам контрольного мероприятия составлен протокол об административном правонарушении по статье 15.14 КоАП РФ и направлен в суд для рассмотрения. Учреждению направлено предупреждение.
***
В ходе проверки муниципального бюджетного учреждения провели осмотр зданий объекта контроля. В результате было установлено, что часть помещений фактически использовалась коммерческой организацией. Согласно порядку формирования и финансового обеспечения муниципального задания расходы на содержание имущества, переданного в безвозмездное пользование, за счет субсидии на выполнение муниципального задания не предусмотрены. Данное имущество фактически используется другой организацией и не участвует в оказании муниципальной услуги. Оплату денежных обязательств, связанных с использованием помещения, объект контроля произвел в полном объеме. Но денежные средства от организации, которая фактически им пользовалась, на возмещение расходов на коммунальные услуги и налоги на лицевой счет учреждения не поступали. Эти расходы признаны нецелевым использованием средств субсидии. Составлен протокол об административном правонарушении по статье 15.14 КоАП РФ и направлен в суд для рассмотрения. Учреждение было признано виновным с наказанием в виде штрафа в размере 20% суммы средств, полученных из бюджета, использованных не по целевому назначению. Средства в полном объеме поступили в бюджет городского округа.
***
Устав муниципального бюджетного учреждения предполагает возможность приносящей доход деятельности, в том числе по организации работы аттракционов. В штатном расписании предусмотрены как должности, связанные с оказанием муниципальных работ (услуг), так и должности, связанные с выполнением работ в рамках осуществления приносящей доход деятельности (дежурный по аттракционам, заведующий по аттракционам). Субсидия на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания с учетом выплаты зарплаты по этим должностям не выделялась. Фактически учреждение частично осуществляло расходы по заработной плате из средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания по должности заведующего по аттракционам. Оплата денежных обязательств признана нецелевым расходованием средств субсидии. Протокол об административном правонарушении не составлялся в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.
Нецелевое использование средств субсидии на иные цели
Муниципальному бюджетному учреждению была выделена субсидия на иные цели на мероприятия в рамках подготовки и участия в спартакиаде школьников. Данное мероприятие предусматривает обеспечение подготовки и участия в спартакиаде школьников по следующим видам спорта в соответствии с графиком проведения: легкая атлетика, мини-футбол, настольный теннис, баскетбол, лыжные гонки, волейбол, а также и в других спортивных мероприятиях (шахматы, пулевая стрельба, весенний и осенний легкоатлетические кроссы). Фактически учреждение осуществило расходы на фрахтование транспортного средства для участия в робототехническом фестивале. Оплата денежных обязательств признана нецелевым расходованием средств субсидии. По результатам контрольного мероприятия составлен протокол об административном правонарушении по статье 15.14 КоАП РФ и направлен в суд для рассмотрения. На объект контроля был наложен штраф в размере 15% суммы средств, использованных не по целевому назначению. Деньги поступили в бюджет городского округа.