Как быстро и качественно заполнить дополнительные формы отчетности по ВГ(М)ФК?
При заполнении дополнительных форм отчетности по ВГ(М)ФК, утвержденных приказом Минфина России № 55н, важен структурированный учет результатов контрольных мероприятий. Какие подходы к определению фактов нарушений и их количеству применяли сотрудники Инспекции финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Алтайского края, рассказал ее руководитель Дмитрий Владимирович Малыхин.
В 2025 году органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля впервые заполняли дополнительные формы отчетности о результатах контрольной деятельности, утвержденные приказом Минфина России № 55н. Надо отметить, что указанным приказом был предоставлен достаточный переходный период (фактически два года) для организации работы и подготовки к заполнению дополнительных отчетных форм. Однако, как и все новое, допформы вызвали много вопросов, споров, предложений. Инспекция финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Алтайского края в составе рабочей группы Минфина России по вопросам совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля принимала активное участие в формировании подходов к заполнению допформ. В 2023 году мы уже делали первые шаги в числе пилотов, изъявивших готовность сформировать и представить на рассмотрение в Минфин России дополнительные формы отчетности в рамках апробации системы. Апробация проводилась в том числе в целях подготовки методических рекомендаций по применению приказа № 55н.
Важный вывод по результатам пилотного участия: затруднений с заполнением любых отчетных форм не возникнет, если обеспечить надлежащий, структурированный учет результатов контрольных мероприятий.
На первом этапе нам предстояло решить основные задачи: разработать единые подходы по квалификации выявляемых нарушений и обеспечить их правильное, корректное отражение в формах учета результатов контрольного мероприятия.
При квалификации выявленных нарушений мы руководствуемся Методическими рекомендациями по оценке действий объекта контроля, утвержденными Минфином России в 2023 году. В целях правильного отнесения нарушений по видам необходимо учитывать:
— при использовании каких средств было допущено нарушение (межбюджетный трансферт, субсидия, бюджетные ассигнования по смете);
— кто является нарушителем (ГРБС, казенное, бюджетное или автономное учреждение, иное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель);
— при исполнении какого бюджетного полномочия было допущено нарушение (исполнение сметы, предоставление субсидий, грантов, администрирование доходов и др.);
— содержание нарушения (нарушение в недостоверности отчета о выполнении госзадания или нарушение в бухгалтерской отчетности и т. д.).
Определение факта нарушения
В целях недопущения задвоения сумм нарушений инспекция провела экспертную работу по формированию подходов к определению факта нарушения.
ЗАДАЧА
По результатам исполнения контракта затраты по формированию стоимости нефинансового актива (спортивная площадка) не были отражены по счету бухгалтерского учета 10600 «Вложения в нефинансовые активы». Это привело к неотражению первоначальной стоимости объекта в составе основных средств. Затраты были списаны на текущие расходы. В результате в балансе была занижена балансовая стоимость основных средств на сумму 30,6 миллиона рублей. Как определить факт нарушения?
ВАРИАНТЫ
— Факт неотражения расходов в учете.
— Факт искажения данных баланса.
РЕШЕНИЕ
В отчете указано два нарушения — по факту неотражения расходов в стоимости основного средства и факту искажения данных баланса. При этом сумма нарушения учтена один раз.
***
ЗАДАЧА
Средства краевого бюджета были использованы на выплату государственной социальной стипендии восьми студентам при несоблюдении требований, обуславливающих выплату (неправомерное расходование). Какое количество нарушений указывать в отчете?
ВАРИАНТЫ
— По количеству приказов о назначении стипендии.
— По количеству платежных поручений.
РЕШЕНИЕ
В отчете указано 18 нарушений — по количеству фактов назначения стипендии с нарушением законодательства (приказы).
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»