Жилье для детей-сирот: контроль использования средств регионального бюджета
Реализация прав детей-сирот на получение жилья — один из вопросов государственной политики в сфере защиты детства, которому уделяется особое внимание как при реализации Национальной стратегии действий в интересах детей, так и в рамках Десятилетия детства, объявленного Президентом РФ с 2018 года. Проблемы обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем в Республике Адыгея проанализировала Наталья Алексеевна Удянская, начальник инспекции КСП Республики Адыгея.
В Российской Федерации реализуется комплекс федеральных и региональных мер поддержки детей-сирот. Так, в соответствии со статьей 40 Конституции РФ и согласно статье 8 Федерального закона №
Ситуация в республике
В последние годы мы наблюдаем снижение доли детей-сирот в общей численности населения Республики Адыгея, в 2023 году она составила 0,23%. Снижение численности детей-сирот в республике — результат реализации комплекса мер (дорожной карты) по профилактике социального сиротства.
По данным Единой межведомственной информационно-статистической системы, на начало 2025 года в Адыгее всего числится 1,2 тысячи детей-сирот. Из них 863 человека— дети-сироты, которые числятся в списке нуждающихся в обеспечении жильем, и 527 человек — дети-сироты, у которых право предоставления жилых помещений уже наступило, но не реализовано.
В настоящее время наблюдается положительная динамика по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Так, в 2024 году жилье получили 150 человек, что в три раза больше, чем в 2023 году. Такой результат достигнут в основном за счет приобретения жилых помещений в рамках договоров о комплексном развитии незастроенной территории в границах муниципального округа «Город Майкоп» — ЖК «Яблоневый».
В Республике Адыгея квартирный вопрос по детям-сиротам решается в рамках государственной программы Республики Адыгея «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами». С 2021 по 2024 год на эти цели было направлено 718,3 миллиона рублей. Из них 96 миллионов рублей (13,4%) — средства федерального бюджета. Наибольший объем бюджетных ассигнований предусмотрен в 2024 году — 368,3 миллиона рублей, что в 3,7 раза больше, чем в 2021 году. Для ликвидации накопившейся задолженности по обеспечению жильем детей-сирот в Адыгее утверждена программа ликвидации. Мероприятия программы призваны обеспечить жильем 527 детей-сирот, чье право на получение жилья уже наступило.
Хотелось бы отметить, что во исполнение поручения Правительства РФ № ТГ-П8-1607 о переходе на единую модель подчиненности организаций для детей-сирот в субъектах РФ уполномоченным органом по ведению сводного списка с 19 апреля 2024 года определено Министерство труда и социального развития Республики Адыгея. Территориальные органы опеки и попечительства в настоящее время стали подведомственными учреждениями названного министерства.
Чьи полномочия?
Анализ природы государственного полномочия по обеспечению детей-сирот жильем позволяет выделить отдельные властно-распорядительные функции внутри этого полномочия, при этом механизм разделения отдельных функций внутри государственного полномочия предложен статьей 8 Федерального закона №
Полномочиями по реализации в сфере предоставления жилых помещений детям-сиротам в Республике Адыгея наделены:
— Министерство труда и социального развития Республики Адыгея (формирует и ведет список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жильем; принимает решения о наличии или отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации);
— Министерство строительства Республики Адыгея (передает субвенции местным бюджетам для финансирования расходных обязательств муниципалитетов, возникающих при выполнении переданных им государственных полномочий в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот; ответственный исполнитель);
— органы местного самоуправления Республики Адыгея (предоставление жилья детям-сиротам, принятие решений о неоднократном заключении договора найма на новый пятилетний срок, принятие решений об исключении жилых помещений из спецжилфонда).
До 9 сентября 2024 года в этот список входило и Министерство образования и науки Республики Адыгея.
Жилье для детей-сирот в поле зрения контролеров
В четвертом квартале 2024 года мы провели анализ результативности мер, принимаемых для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в виде экспертно-аналитического мероприятия. Анализируемый период составил четыре года — с 2021 по 2024 год.
ВО-ПЕРВЫХ, были проанализированы структура сводного списка детей-сирот, информация, размещенная в государственной информационной системе «Единая государственная информационная система социального обеспечения» (далее — ЕГИССО) на достоверность и своевременность ее размещения.
ВО-ВТОРЫХ, проверена достоверность отчетов об использовании субвенций и отчетов о выполнении переданных полномочий органов местного самоуправления Республики Адыгея. Форма отчетов определена соглашениями о предоставлении субвенций из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований на обеспечение жильем детей-сирот.
В-ТРЕТЬИХ, проведена оценка и анализ реализации государственной программы Республики Адыгея «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами» и программы ликвидации до 2030 года задолженности на предмет достоверности и достижения установленных ими показателей.
В-ЧЕТВЕРТЫХ, проанализированы нормативные правовые акты, разработанные в республике для реализации мер по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Результаты экспертно-аналитического мероприятия
По результатам анализа структуры сводного списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жильем, и динамики численности детей-сирот, состоящих на учете на получение жилого помещения, мы установили следующее. Данный документ формировался уполномоченным органом на основании заключений территориальных органов опеки и попечительства о необходимости включения (или отказа во включении) детей-сирот в список. Безусловно, все документы и сведения, представленные территориальными органами опеки и попечительства, проходили проверку, и уже по ее результатам уполномоченный орган принимал решение, которое оформлялось приказом.
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»