Совместный и параллельный контроль
О практике совместного (параллельного) внешнего финансового контроля на территории Новгородской области рассказывает Елена Константиновна Юдина, председатель Счетной палаты Новгородской области.
Начну с того, что в текущем году мы отмечаем
Безусловно, многие проблемы характерны и для наших МКСО, например проблема малочисленности штата контрольных органов. В среднем в штате муниципальных КСО — два-три человека. В настоящее время проблему понемногу решаем при содействии регионального правительства. Напомню, что региональные власти ежегодно разрабатывают рекомендации по нормативу штатной численности работников органов местного самоуправления и доводят их до местных администраций. Сравнительно недавно такой норматив содержал общее количество муниципальных должностей и муниципальных служащих по каждому муниципальному образованию. Конечно, в большей степени норматив использовался по усмотрению местной администрации на свои полномочия и полномочия отраслевых органов. По нашей инициативе в нормативе была отдельно выделена именно штатная численность муниципальных КСО. Также был увеличен размер дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, поступающей в соответствующие местные бюджеты из бюджета региона, что позволило увеличить численность наших муниципальных коллег на 12 единиц. Всего сейчас в сфере муниципального контроля трудятся 60 человек.
Все председатели МКСО по обращениям представительных органов муниципалитетов прошли процедуру соответствия федеральным квалификационным требованиям в Счетной палате Новгородской области.
Эффективное сотрудничество
Со всеми муниципальными КСО у Счетной палаты региона заключены соглашения о сотрудничестве. Одним из направлений взаимодействия является проведение совместных (параллельных) экспертно-аналитических и контрольных мероприятий.
Регламентация совместной работы установлена соответствующим стандартом Счетной палаты Новгородской области, предусматривающим действие по единой программе при совместном мероприятии и заключение соглашений при параллельных действиях. Как правило, с КСО муниципальных районов и округов мы проводим совместные мероприятия, а с КСП городского округа Великий Новгород, учитывая ее самый большой численный состав и профессиональную компетенцию сотрудников, предпочитаем параллельный контроль.
Ежегодно увеличиваем количество совместных мероприятий, что, безусловно, дает возможность проверить больший объем бюджетных средств и выявить системные нарушения и недостатки. Так, в текущем году запланировано восемь мероприятий, в прошлом году было пять.
К примеру, в настоящее время уже начаты два экспертно-аналитических мероприятия, в ходе которых анализируется использование средств по объектам капитального строительства (здесь и разработка ПСД, строительство и модернизация социально значимых объектов), а также осуществляется мониторинг проведения капитальных ремонтов образовательных учреждений. Большинство проверяемых объектов возводятся, ремонтируются в рамках национальных проектов. Данные мероприятия у нас проводятся в течение всего года в два этапа. Конечно, главная их задача — предупредить, выявить нарушения и исключить установленные риски.
На первом этапе мы выявляем риски и формируем предложения по их устранению. На втором этапе ближе к концу года мы оценим проделанную объектами контроля работу по реализации наших предложений. Отмечу, что аналитические записки, подготовленные по первым этапам мероприятий, направлены в адрес губернатора Новгородской области для рассмотрения. Далее, как правило, разрабатывается перечень поручений для устранения выявленных нарушений (недостатков). Более того, о результатах мероприятий мы докладываем на заседаниях совета и профильных комитетов Новгородской областной думы, что, безусловно, направлено на реализацию принципов гласности и открытости в деятельности контрольно-счетных органов.
Если говорить о завершенных совместных контрольных мероприятиях, то за последние три года мы проверили бюджетные средства, направленные на предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья. Проконтролировали средства по объектам питьевого водоснабжения в рамках федерального проекта «Чистая вода», а также по строительству полигона твердых коммунальных отходов в одном из муниципалитетов.
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»