Меры для повышения эффективности реализации результатов контрольных мероприятий
Что способствует возмещению ущерба в досудебном порядке по результатам выдачи предписаний органа ВМФК, рассказывает Елена Александровна Бондарь, заместитель начальника Управления финансового контроля администрации города Новороссийска, заведующий сектором контрольно-ревизионной работы в сфере бюджетных правоотношений.
Важным инструментом реализации контрольных мероприятий органов внутреннего муниципального финансового контроля является предписание. Порядок его направления и исполнения регламентирован федеральным стандартом ВГ(М)ФК «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований» (далее — Стандарт № 1095).
Исполнение и неисполнение предписаний
В соответствии со статьей 270.2 БК РФ, пунктом 12 Стандарта № 1095 в предписание включается требование о принятии мер по возмещению причиненного ущерба, в том числе о:
— направлении объектом контроля требований о возврате средств к юридическим или физическим лицам, необоснованно их получившим, и (или) виновным должностным лицам;
— осуществлении претензионно-исковой работы.
Требование о возмещении учреждением ущерба вышеназванными нормами не предусмотрено. Вместе с тем в соответствии с пунктом 14 Стандарта № 1095 указанные в предписании требования считаются исполненными объектом контроля после зачисления в полном объеме средств возмещения ущерба на единый счет соответствующего бюджета бюджетной системы. И эта норма действует независимо от того, направил объект контроля требование о возврате средств к юридическим или физическим лицам и (или) виновным должностным лицам или нет и осуществляется ли претензионно-исковая работа.
Алгоритм действий в случае неисполнения предписания в установленные сроки определен статьей 270.2 БК РФ, пунктом 15 Стандарта № 1095. Итак, если предписание не исполнено, то в отношении должностного лица объекта контроля составляется протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ, и направляется в отношении объекта контроля исковое заявление в суд о возмещении ущерба, причиненного публично-правовому образованию.
Напомним, направлять в суд иск о возмещении ущерба, причиненного муниципальному образованию, вправе орган, уполномоченный соответствующим муниципальным правовым актом (часть 4 статьи 270.2 БК РФ).
Оспаривание предписаний не освобождает объект контроля от исполнения им предписанных действий (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда № 17 АП-4223/2024-АК по делу № А60-72128/2023).
Механизм для исполнения предписаний
Для определения механизма исполнения предписания объекты контроля (органы местного самоуправления в форме казенных учреждений, казенные, бюджетные и автономные учреждения) должны обратиться к правовой природе финансового обеспечения их деятельности.
Финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений в соответствии с Федеральными законами № 174-ФЗ, № 7-ФЗ и статьей 78.1 БК РФ осуществляется за счет средств субсидии, выделенной из бюджета на финансовое обеспечение исполнения муниципального задания и иные цели.
При этом возмещение ущерба учреждением в досудебном порядке за счет субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания и иные цели невозможно в силу закона.
Согласно пункту 4 статьи 69.2 БК РФ объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ). Документом, определяющим направления использования учреждением субсидии, является план финансово-хозяйственной деятельности. Согласно пункту 23 приказа Минфина России № 186н расчет расходов в плане ФХД осуществляется по видам расходов с учетом норм трудовых, материальных, технических ресурсов, используемых для оказания учреждением услуг (выполнения работ). Проверка документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, на соответствие целям предоставления субсидии на иные цели прямо предусмотрена законом (пункт 16 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ).
В силу положений части 8 статьи 2 Федерального закона № 174-ФЗ, части 3 статьи 298 Гражданского кодекса РФ бюджетные и автономные учреждения могут возмещать ущерб за счет средств от приносящей доход деятельности. А вот с органами местного самоуправления в форме казенных учреждений и казенными учреждениями ситуация иная. Поскольку источником их финансового обеспечения являются исключительно бюджетные средства (статья 161 БК РФ), предусмотренные бюджетной сметой, единственно возможным способом исполнения предписания для органов местного самоуправления и казенных учреждений является направление требований к виновным должностным лицам, физическим, юридическим лицам, необоснованно получившим средства.
Напомним, что средства, полученные от платных услуг, оказываемых казенным учреждением, являются неналоговыми доходами бюджета (статья 41 БК РФ).
Если объект контроля (муниципальный орган или казенное учреждение) не исполнил предписание, то в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании решения суда по иску органа ВМФК о возмещении ущерба в соответствии со статьей 242.5 БК РФ, средства с лицевого счета учреждения, открытого для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, будут перечислены в бюджет муниципального образования.
В соответствии с частью 3 статьи 242.5 БК РФ должник в течение десяти рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа. При отсутствии или недостаточности лимитов бюджетных обязательств для полного исполнения исполнительного документа должник направляет ГРБС запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (часть 4 статьи 242.5 БК РФ).
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде.
Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»
Подписаться
Авторизоваться